Как сделать качественную профессиональную фотографию? А самостоятельно смонтировать интересный фильм? Как воспитать детей счастливыми и помочь найти себе занятие по душе? Ответы на все эти вопросы знает педагог дополнительного образования Чергинской школы и руководитель творческого объединения «Стоп-кадр» Евгения Александровна Мендешева, ставшая победителем конкурса «Сердце отдаю детям» в финале «Дней педагогического мастерства –2022» в Шебалинском районе.
- Евгения Александровна, как Вы стали участницей этого конкурса? Кто направил Вас, помог, поддержал?
- Принять участие в конкурсе мне предложила директор нашей школы Елена Борисовна Казанцева, и я согласилась без раздумий. Педагогический стаж мой совсем небольшой, раньше в конкурсах подобных принимать участие не приходилось, поэтому мне необходима была помощь и поддержка, и мне помогли наш завуч по воспитательной работе Алла Витальевна Попыева и Галина Евграфьевна Куропаткина, она опытный педагог, преподает рукоделие, и сама успешно участвовала и в районном, и в республиканском конкурсах.
- В каком формате проходил конкурс, какие творческие испытания прошли?
- Творческие испытания были сложными, но интересными. Например, - педагогическое послание профессиональному сообществу. Это презентация программы, по которой я работаю, и здесь я должна была рассказать о целях и задачах, о том, чем занимаемся с ребятами, чему я их учу, поделиться результатами проделанной работы.
Потом был общий конкурс - мы с участниками за общим столом получили задание – на определенную тему сделать проект. Мы во время выполнения этого задания очень сдружились, поддержали друг друга. Можно сказать, что мы не были соперниками, а я вообще получила от конкурса самые лучшие впечатления. Интересно было и побывать на занятиях у всех участников, а потом проанализировать, сравнить, как проходят уроки.
Еще один этап – открытое занятие, за 30 минут нужно было успеть все – и познакомиться с детьми, у меня был седьмой класс, мы впервые видели друг друга. Важно было организовать урок правильно, при этом заинтересовать ребят. Спасибо Г. Е. Куропаткиной, кроме разъяснения методики проведения урока, она помогла сделать подарочки детям – после урока я вручила всем сувенирные фотоаппараты из фоамирана в виде магнитов. Дети были в восторге, аплодировали и попросили приезжать к ним с мастер-классами, их очень заинтересовала эта тема.
- Расскажите о творческом объединении «Стоп-кадр». Это актуально для детей, интересно? Что узнают дети на занятиях, чему учатся?
- Это кружок, где дети изучают фотографию, учатся снимать и монтировать видеоролики. Мы изучаем теорию, знакомимся с техникой, в итоге ребята должны уметь не просто взять и сделать фотографию с телефона, например, а сделать качественную, хорошую фотографию с удачно выбранным ракурсом, подобрать освещение, соблюсти пропорции, выстроить композицию и так далее. Постигая тайны фотографии, ребята получают возможность реализовать свой творческий потенциал и проводить время, свободное от уроков, с пользой. Еще мы учимся работать в фоторедакторе Photoshop. Это профессиональная программа, и на будущее ребятам умение работать в ней всегда пригодится. Готовые видеоролики и фотографии отправляем на конкурсы, практически все работы, которые мы делали, занимали призовые места.
Моя цель – привить детям культуру фотографии. Сейчас у всех есть техническая возможность фотографировать, но далеко не всегда эти фотографии «цепляют», запоминаются, впечатляют. Вот есть же культура речи – так же должна быть и культура фотографии. А потом, все это в жизни пригодится.
- Кто из школьников делает успехи, у кого видите потенциал и талант в вашем направлении деятельности?
- Талантливых ребят сразу видно и я рада за тех, у кого получается, у кого есть потенциал. Одна из моих воспитанниц – занималась в кружке всего полтора года, но выбрала именно это направление своей профессиональной деятельностью, и сейчас занимается фотографией, видеосъёмкой, сама зарабатывает, а учится только на первом курсе – одна из лучших студенток. Она меня называет «ангелом-хранителем», именно такие моменты дают понять, что всё не зря.
- Быть педагогом дополнительного образования непросто, необходимо привлечь ребят, заинтересовать, удержать их интерес. Как Вам удается это делать?
- Когда я начала преподавание, наблюдала за детьми, как они реагируют на теорию, как понимают. Многие не умели даже фотоаппарат держать в руке, не знали, как его включать. Я сразу стала теорию чередовать с практикой, так детям интереснее и легче воспринимается, запоминается. Им просто интересно – вот и все.
К каждому ребенку можно найти свой подход, и к застенчивому, и к непоседе. А ещё я всегда стараюсь наладить контакт с ребенком не с позиции строгого наставника, а друга. Работа педагогом приносит мне радость, и я делюсь ей с ребятами. А они доверяют мне, дарят свою любовь, радуют успехами.
- Многим Вы известны, как человек творческий, талантливый не только как фотограф, но, и как исполнитель на сцене, организатор мероприятий. Где Вы учились этому? Или это талант, помноженный на огромное желание творить, развиваться?
- С самого детства я была активной, мне не сиделось на месте, участвовала в разных мероприятиях, конкурсах, стремилась освоить что-то новое. И теперь, когда я преподаю в творческом объединении школы, предпочитаю объяснять так, чтобы максимально увлечь детей.
А фотографией мне нравилось заниматься всегда. Но, если честно, начинала я с видео, снимала, делала видеофильмы, но это трудоемкая работа, требует много времени. Потом я поняла, что с фотографией всё-таки легче в том плане, что меньше времени уходит на обработку, и как-то плавно перешла на фотографии. Сама училась, изучала, нарабатывала практику. Но это тоже всё не сразу, все было растянуто во времени, а сейчас уже занимаюсь тем, чему научилась, к чему пришла. Некоторое время я работала в фотосалоне – открывала у нас, в Черге. Но была проблема с помещением – не нашла здания, которое подходило бы именно для фотоателье. И вот меня пригласили работать в школу.
- Чувствуете ли Вы своим призванием эту работу – педагог дополнительного образования?
- Я всегда думала, что я могу научить чему-то, понимала, что нужно что-то оставить после себя, а школа мне дала такую возможность. Сначала, конечно, боялась, но, когда появились первые результаты, начала понимать, что, действительно, может это и есть мое призвание. Время покажет.
- Евгения Александровна, какую работу Вы ведете в школе, помимо кружка, и какие перспективы видите в дальнейшем?
- Кроме творческого объединения, у меня классное руководство в кадетском классе и преподавание изобразительного искусства в школе. Все время думаю о том, чтобы детям было интересно на наших занятиях. Сейчас, после конкурса, у меня появились новые идеи. Бывает, что мы с ребятами выезжаем для сьемки, это им тоже нравится. Фото- и видеоработы публикуем на школьном сайте, в соцсетях, в YouTube. В этом есть и практическая польза нашего творческого объединения и помощь в школьной работе.
На «рынке» образовательных услуг учреждения между собой конкурируют, и то, что у нас есть такое объединение, это плюс - не в каждой школе есть такое. А оно появилось тогда, когда в нашей школе заработал проект «Точка роста». Этот проект вообще открывает много перспектив: в развитии цифровой грамотности, проектной деятельности, творческой и социальной самореализации детей и педагогов, появилась возможность работать с детьми в ногу с современными тенденциями и давать детям новые знания. И мы будем пользоваться всеми новыми возможностями и развиваться.
А в ближайшей перспективе у педагога Евгении Александровны Мендешевой новая ступень, еще одно испытание: в феврале предстоит участвовать в республиканском конкурсе и защищать честь района на конкурсе педагогов дополнительного образования. Пожелаем успехов, творческого вдохновения и ей, и ее воспитанникам!