Задумывались ли вы о том, как поступили бы, случись в вашей жизни время выбора дальнейшей работы? Большинству перемены в жизни пережить непросто, не говоря уж о том, чего стоит решиться на кардинальные изменения. После многих лет работы «в офисе», где ежедневно приходится решать интеллектуальные задачи, перейти на работу физическую, что называется, «на себя»?

Это возможно. Именно так после долгих сомнений решила Надежда Владимировна Енчинова и организовала механизированный цех по первичной обработке шерсти.

Но это случилось не сразу. Хотя мысли о собственном деле приходили еще во время работы в экономическом отделе районной администрации. Как консультант отдела экономики и предпринимательства, Надежда Владимировна понимала и видела, какие направления работы необходимы в нашем районе. Пришла к выводу, что у нас не налажена первичная обработка шерсти. В советское время это все функционировало, а сейчас с такой задачей успешно справляются в других районах: в Усть-Канском, Онгудайском. Несколько раз Надежда побывала на мастер-классах у ремесленников, занимающихся изготовлением изделий из шерсти. Такая работа с детства была знакома и привлекательна: мама Надежды, Елизавета Янгаровна, работала учителем технологии в школе, и пример ее творчества вдохновлял с самого детства.

После ухода с работы встала на учет по безработице, где было предложено пройти обучение профессиональной деятельности. Два месяца обучалась в Горно-Алтайском политехническом колледже профессии закройщика, училась шить. Вооружившись знаниями – у Надежды высшее юридическое образование – подготовила бизнес-план, собрала необходимые документы и приняла участие в программе государственной поддержки для малообеспеченных. Конкурсная комиссия документы одобрила, и Надежда заключила социальный контракт. На выделенные деньги, согласно бизнес-плану, необходимо было приобрести оборудование для обработки шерсти и дальнейшей переработки полученного сырья. О том, как это было и как обстоят дела сейчас, рассказывает сама Надежда Владимировна:

- Когда я стала подбирать необходимое оборудование, все уже было очень дорого. В первую очередь мне нужен был аппарат для мойки шерсти. Нашла на Авито человека из Бийска, который сам проектирует и делает такие устройства. Первоначальный эскиз нарисовала сама, отправила, он доработал технические моменты, сконструировал, изготовил и привез мне. Конечно, обошлось это недешево, почти половину денег, выделенных по соцконтракту, отдала ему.

Кроме мойки, купила и чесальный аппарат. А для дальнейшей работы оверлог, швейную машинку, виброшлифовальную машинку. Планировала приобрести и электропрялку, вязальную машинку, но не получилось – цены подскочили. Если дело пойдет, буду закупать самостоятельно.

Купить – это одно, но как научились работать на таком оборудовании? И как происходит сам процесс первичной обработки?

Конечно, первое время было непривычно и даже страшновато подходить к аппаратам. Но понемногу привыкла, приобрела навык. Те, у кого приобретала оборудование, все объяснили, подсказали.

А процесс, если вникнуть, понятный, но очень трудоемкий, работа грязная. Шерсть помещается в ванну, объем которой 114 литров, замачивается на ночь с кальцинированной содой и мылом. На следующий день включаю аппарат, там шерсть моется, крутится, бесконечно сливаю воду, шерсть очищается от жиропота и крупного мусора. Потом отжимается и высушивается центрифугой. После этого на чесальный аппарат, где шерсть очищается от мелкого остаточного мусора. В результате получается чистое, легкое волокно, готовое к дальнейшей работе: можно вязать, валять, использовать в качестве наполнителя. Поле для деятельности огромное, был бы спрос!

Понятно, что дело нужное, хорошее. Ведь в нашем районе овцеводство – одна из основных сфер животноводства. По сути, Вы делаете большую работу для тех, кто хочет получить чистую шерсть для использования в собственных нуждах или дальнейшей продажи?

Да, получается, так. Конечно, я пока широко не рекламировала свою деятельность, ведь сначала важно было научиться и тогда уже предлагать свои услуги. Но некоторые люди уже интересовались, спрашивали.

Те, кто получает от овец много шерсти, в основном сдают ее перекупщикам. Вот, недавно приезжал из Беш-Озека предприниматель и закупал по 15 рублей за килограмм, если не ошибаюсь. Приезжают закупать шерсть и из Онгудая, там давно работает потребительский кооператив по переработки шерсти «Золотое руно». А у меня оборудование не промышленное, я в таких масштабах и не смогу принять.

Помогает ли кто-то в работе?

Есть сестра в Малой Черге, помогает, иногда другие родственники – надо, чтобы у станка двое стояли, один подает, другой снимает. А в плане творчества мне есть, на кого равняться: мама моя умеет шить прекрасные одеяла из шерсти, матрасы, сестра у меня профессиональная швея, закончила технологический техникум, сейчас тоже занимается ремеслом. Отец занимался выделкой шкур, изготовлением шорных изделий. Его не стало в 2017 году… Мы родом из Кош-Агача, там сейчас живет мой брат, он музыкант. Однажды тоже изменил направление своей деятельности, стал не только играть на национальных инструментах, а еще и изготавливать их. Делает топшуры, казахские домры по особой технологии – из сырой кожи. В чем-то и они меня вдохновили, что пора начать свое дело. Конечно, оказалось не так просто, но стараюсь не опускать руки, все время учиться и работать. У меня подрастают две дочери, старшей – 13, младшей – четыре года. Помогает мне и мама, и родственники, но все-таки хочется самой обеспечивать себя и своих детей.

Какие изделия уже изготавливаете и реализуете?

Пока не реализую, только готовлюсь к этому. Договорилась с хозяевами торговых точек, которые работают с туристами, а пока нужно изготовить образцы хорошего качества. Пока работаю так – мою, очищаю шерсть и делаю валяные тапочки, варежки. Для валяния шерсть только наших овец не подходит, изделия получаются рыхлые, наша порода грубошерстная. Нужно добавлять еще и мериносовую, поэтому покупаю и смешиваю. Этот процесс теперь даже кажется мне увлекательным. Мастер-классы тоже не прошли даром, меня учила мастер из Горно-Алтайска Ольга Саватова, она, кстати, давно занимается валянием, у нее своя торговая точка на Аржан-Суу. Изготавливает сама, а продукцию продает туристам. Там хорошо покупают, низкого качества тапочки они продают за 700-750 рублей, а, если хорошие, красивые, за 2500. Это хороший стимул для работы. Но это цены для туристического контингента, а для местного населения, я думаю, должны быть ниже. Можно, конечно, делать не только тапочки: я начала делать игрушки, птичек, шкатулки – методом сухого валяния. Совмещаю и с другими материалами. Можно делать и жилетки, коврики на сиденья, чехлы – в общем, все, на что хватит фантазии. Можно делать не только из шерсти, но и из пуха, можно валять, шить, вязать… Летом проводятся обычно алтайские свадьбы, могу взять заказы на изготовление национальных изделий: ковриков «Чач Тараш» для тех, кто соблюдает алтайские свадебные традиции, тажууров для сватовства – тоже для тех, кто любит подчеркнуть национальный колорит и особенности церемоний. Население у нас не особо соблюдает былые традиции, но стоит возобновить все забытое, ведь в других районах этнокультурное ремесло процветает. Что касается теплых вещей, они имеют сезонный характер, и спрос на них будет ближе к зиме. К тому времени наработаю опыт, чтобы качество было достойным, и изделия имели товарный вид. В планах сделать большой ассортимент, тем более продукция будет не только исключительно из шерсти, но и с использованием других материалов. Нужно запустить рекламу, планирую отрыть бизнес-аккаунты в соцсетях, чтобы знакомить людей со своей продукцией и услугами. Надеюсь, со временем дело пойдет на лад, по крайней мере, буду стараться.

Спасибо, Надежда Владимировна, удачи Вам в работе и вдохновения в творчестве!

По правилам, в течение года получатель соцконтракта должен показать результаты работы: зарегистрироваться в налоговой и показать доходы, что трудная жизненная ситуация преодолена, ведь основная цель контракта – помочь человеку увеличить свой доход. Конечно, для этого нужно приложить немало усилий, а наша собеседница Н. В. Енчинова убедилась в этом на деле. С другой стороны, это не дает расслабиться и постоянно дает толчок к тому, чтобы найти способ заработать деньги. Не все и не у всех получается сразу, и хочется пожелать всем тем, кто воспользовался помощью государства для выхода из трудной жизненной ситуации, удачи и упорства в достижении целей.

Лидия ПОЛЬСКИХ

На снимках: моечная машина для обработки волокнистых материалов; аппарат для обработки шерсти