Едва июнь забрезжит на горизонте, тотчас всплывает на проблема – бродячий скот. Бесконечная война, не имеющая победителей, но зато имеющая массу побежденных. Коровы гуляют в центре села, лежат на дорогах, бредут по Чуйскому тракту. Зеваки-туристы, автомобилисты, пешеходы обходят, объезжают коров, чтобы ненароком не попасть в свежую лепешку или не задеть неторопливое священное животное бампером.
Теперь добавьте сюда теряющийся скот, проблема поиска и находки блудливой буренки, штрафы хозяев за ненадлежащий присмотр за животиной, головную боль главы сельсовета с организацией выпаса скота. Поиск пастухов… Вот вам основные вехи кампании под названием «пастбищный сезон».
Бурные дебаты из года в год разворачиваются и на страницах социальных сетей: «…задолбали коровы, бродящие всюду!», «…мне совсем не хочется наблюдать перед своим окном стадо и убирать ежедневно за коровами возле своей ограды. Если держите коров, держите их у себя, на привязи…», «…все-таки живем мы не в городской местности. Молоко-то все любят», «…а пастуха нам даже не предлагают…». И все в том же духе. Одни требуют от сельской администрации организовать стада, обеспечить пастухами, другие выступают за то, что раз держишь скот, будь добр, содержи его по правилам. Так кто же прав? Что делать?
Есть такие коровы, которых сеном не корми – дай побродить по переулкам. Иные уходят в дальние луга и нагуливают вес и молоко, а других прогонишь – они снова, тут как тут. Таких животин без пастуха не оставишь. А пасти некогда – есть у хозяев работа, другие заботы, домашние.
Вот как прокомментировал эту ситуацию глава сельской администрации Мерген Николаевич Чичканов: «Начнем с того, что по действующему законодательству сельский Совет обязан предоставлять владельцам скота выпаса. Организация работ по выпасу скота – нанимать пастуха, пасти самим или просто привязывать животное на этом отведенном месте, – обязанность владельцев. Выпаса у нас есть, и всем хозяевам животных известны. Да и в сельской администрации всегда идут навстречу владельцам скота – помогают с организацией стада, подбирают кандидатуры пастухов, а это не простая задача. Желающих пасти скот с каждым годом все меньше – работа тяжелая, ответственность большая, а оплата в итоге невелика – скота мало, набрать полноценное стадо невозможно – сами хозяева платить не хотят или не могут. При этом в Шебалино количество коров растет, общее стадо составляет около пятисот голов. Вот, в Мыюте жители – хозяева коров, организовали пастьбу, теперь скот пасется в дневное время под присмотром пастуха».
Кажется, и в Шебалино дело сдвинулось, и появилась надежда на то, что наконец-то пастьба скота будет организована должным образом. Екатерина Владимировна Вольхина заключила социальный контракт на организацию безопасного выпаса скота. Этот вид деятельности оказался очень удобным и привычным: живет Екатерина у реки Сема, рядом – лог Толгоек, где традиционно осуществляется выпас домашних животных. Да и ухаживать за животными научена с детства: выросла она в Барлаке, там семья держала большое хозяйство: овец, коз, коров, лошадей. О новом, таком необходимом для нашего села деле она рассказывает так:
- Решила заняться пастьбой скота, так как есть проблемы с бродячим скотом. Мало кому может нравиться, что коровы свободно гуляют по селу. Написала бизнес-план, комиссия дала добро. На средства соцконтракта приобрела лошадей, два седла и всю необходимую упряжь, на остатки - тес для крыши загона и овес.
Моя задача – собирать скот тех хозяев, которые оплатили за пастьбу, угонять их за мост и в гору, присматривать за ним, а еще в дневное время отгонять бродячий скот из центра. С животными нашей улицы проблем нет, есть проблема с центром. Коровы с улиц Почтовой, Налимова, 60 лет Октября и других ближайших идут в центр. Бывает, если жара, какая-то корова с горы убегает обратно в деревню, а за ней все. Приходится угонять снова. Так и получается – весь день смотрю за коровами. Пастухов у меня нет, я одна. Хотела пастухов взять по контракту, но за такую оплату никто пасти не хочет.
В месяц за пастьбу нужно оплатить 450 рублей за голову. Многим эта сумма кажется накладной, особенно пенсионерам, поэтому скота в стадо набирается немного. Но ведь это плата за то, чтобы скот был присмотрен весь день, благополучно вернулся домой после пастьбы. И хозяевам спокойно, и буренка сыта. Я не понимаю тех людей, которые выгоняют своих коров за ворота и все…
Каждый день фотографирую бродячих коров, отправляю специалистам сельского поселения, если знаю, чьи это животные, я говорю – потому что большинство этих коров я знаю. Почти всех, которые ходят в деревне. И вот здесь хочется обратиться к хозяевам одной из коров, которая практически живет в центре (на снимке – худая корова). Это бедное животное бродит по селу, голодная, исхудавшая. Не могу найти, чья это корова, большая просьба хозяевам, чтобы хоть подлечили ее, что ли.
Вот так происходит работа с бродячими животными в селе Шебалино. Очевидно то, что кроме хозяев, никто не позаботится лучше о своих подопечных. Можно раскошелиться раз в месяц, и так три раза за лето, и забыть о заботах, а можно отпустить кормилицу в свободное плавание и краснеть от замечаний, искать ее по горам и долам, если не придет домой, или пить молоко после того, как корова весь день питалась придорожной скудной растительностью. Выбор за вами.
И. Дорофеева
На снимках: стадо в центре Шебалино; эта лошадка – для пастьбы скота; это несчастное животное хозяев не заботит