Даже просто проходя мимо дома Юрия Софронова понимаешь, что здесь живет кто-то очень увлеченный деревом. Доказательство тому необычный забор, выделяющийся среди металлопрофильных соседей, шикарная веранда, на которой полно резных элементов, и гараж с круглыми корабельными «иллюминаторами».
Юрий Николаевич признается, что раньше, лет 10-15 назад, увлекался резьбой по дереву. Научился этому еще в юности. Тогда в своем первом цеху встретил человека, который стал учителем не только в столярном деле, но и в более тонком - резьбе. Сейчас в мастерской на видном месте стоят вырезанные Юрием Николаевичем кони и грифоны. Но ручная работа требует много сил и времени, и далеко не каждый готов оценить ее по достоинству. А делать то, что продается, мастеру не интересно. Да, штамповка из-за дешевизны доступна покупателю, но изделие получается “без души”, а работа над ним не будоражит воображение. Так со временем мужчина отказался от резьбы, но в его жизни остались аромат дерева и творчество, только в ином виде.
Юрий Николаевич остался столяром. Сейчас у него есть своя небольшая столярная мастерская, в которой он делает двери, столы, табуреты и вообще, все, что только людям понадобится. У него всегда под рукой есть самое необходимое: циркулярная и торцовочная пилы, фуговальный, рейсмусовый, фрезерный и токарный станки. Основание для последнего столяр сделал сам, чтобы иметь возможность распиливать доски.
За плечами у мастера огромный опыт и длинный жизненный путь. Он родился в Чувашии, получил профессию шахтера на Донбассе, но предпочел этому нелегкому труду не менее почетный столярский.
Впервые Юрий Николаевич попал в столярный цех в Амурской области. Случилось это скорее случайно – просто искал работу. Устроившись туда, сначала ничего не умел, поэтому был на подхвате. Смотрел, пробовал, а со временем и сам научился работать на станках. Так и попал в профессию, которой посвятил всю жизнь – был только столяром и резчиком, другого не искал.
После того, как в начале девяностых переехал на Алтай, мастер устроился в Шебалинский лесхоз. Многим неприятно вспоминать про то время – голодное, безденежное, когда вставая по утрам не знали, будет ли чем вечером кормить детей. Но у Юрия Николаевича и его коллег как раз тогда работы было немеряно. В те годы начали появляться торговые точки и кафе, некоторые из которых работают до сих пор. Всем им нужны были витрины, столы и стулья. Сейчас все это делается из более легких и дешевых материалов, тогда же мебель была деревянной. Позже с другими энтузиастами организовали ООО «Тайа», где тоже был столярный цех.
Сейчас Юрий Николаевич на пенсии и продолжает заниматься своим делом. По просьбам знакомых, друзей и соседей он изготавливает двери. Наружные – утепленные и с замками, для аилов, межкомнатные и банные, самые простые и филенчатые. На одну дверь без особых украшений уходит 1-2 дня, на утепленную с замком – уже 3-4 дня. А еще мужчина может делать столы, стулья, табуреты и скамьи, кровати, в том числе двухъярусные и со встроенными шкафами, балясины, заборы и ворота.
Столяр берется и за необычные работы. Например, однажды ему пришлось сделать пограничный столб. Теперь этот красно-зеленый знак с советским гербом стоит на участке заказчика в Кумалыре. Вырезал Юрий Николаевич и морские атрибуты - штурвалы и якоря ко Дню Военно-морского флота. А к следующему августу обещает сделать кое-что для десантников.
С материалом у мастера проблем нет. Обычно он работает с кедром и сосной, хотя сейчас кедр тяжело достать, да и стоит он гораздо больше той же сосны. А вот турочакскую и чойскую сосну продают в Шебалино регулярно, но и на нее цена заметно подросла.
Зимой ожидаемо работы будет меньше, поэтому появится время поэкспериментировать, сделать что-то впрок и для себя. Однако Юрий Николаевич открыт для предложений и будет рад исполнить чье-то давнее желание о новых дверях или большом столе с резными ножками.