Урок в детской школе искусств. Умелые пальцы педагога легко касаются черно-белых клавиш фортепиано, и класс наполняется чарующими звуками классической музыки. А потом эти же движения стараются повторить несмелые детские пальчики ученика, которые робко касаются инструмента. Но рядом опытный преподаватель, Ольга Александровна Иванова. Она подскажет, поможет, и от урока к уроку ученик становится все увереннее. Наступает день, когда и он играет уже легко, мелодия выходит чистая и красивая. В этот момент душу Ольги Александровны наполняет неподдельная радость, значит, не зря были все занятия, трудности, и теперь ее ученик умеет играть. Пусть потом он и не станет музыкантом, но во время учебы его душа соприкоснулась с прекрасным, и настоящая музыка оставила в ней свой волшебный след…

 

Есть и такие ученики, для которых музыка – призвание, и педагог видит, что таким детям занятий в музыкальной школе мало, они должны расти, выходить на большую сцену. Это подтверждают отличные результаты выступлений на конкурсах разного уровня.

Так и с талантливыми учениками Ольги Александровны Ивановой – Ярославом Бодиным и Софией Сапегиной. Во время обучения на музыкальном отделении школы искусств ребята не раз принимали участие в конкурсах и показали свое мастерство. А сейчас в их жизни случилась радостное событие – оба поступили в Сибирский Филиал Федерального Государственного Бюджетного профессионально-образовательного учреждения Центральная музыкальная школа при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в городе Кемерово. Центральная музыкальная школа – известное во всем мире учебное заведение с уникальной системой раннего профессионального образования. В числе выпускников этой школы – блистательные музыканты, чьи имена составляют гордость мировой музыкальной культуры: Денис Мацуев, Владимир Ашкенази, Владимир Спиваков и другие.

Конечно, стать обучающимся такого учебного заведения непросто. Нужно много сил, терпения, трудолюбия и прилежания в занятиях, а, главное, - талант. О своих учениках рассказала их преподаватель, Заслуженный работник культуры Республики Алтай, педагог Чергинского отделения Шебалинской детской школы искусств О.А. Иванова.

- Ольга Александровна, кто еще из Ваших выпускников посвятил свою жизнь музыке?

- Больше десяти детей, из тех, что закончили музыкальное отделение, связали свою жизнь с культурой, с музыкой. В музыкальной школе преподают Светлана Андрецова; преподавала, а сейчас открыла своё дело Марина Арбакова, преподаёт также Виктория Кучкашева (Зуева), она три года проработала в Шебалино, сейчас уехала на север, в Магадан.

- Расскажите о нынешних «героях дня», об их успехах?

- Успехи у Софии и Ярослава, безусловно, есть. У Ярослава чуть больше, потому что он окончил нашу школу и поступил сейчас в заведение с уровнем шестого класса музыкальной школы, а София - четвёртого. Ярослав в январе поучаствовал в международном конкурсе музыкантов в Брюсселе в Бельгии, где занял второе место на конкурсе юных пианистов.

Хочу сказать, что у Софии тоже очень большие перспективы. Начала серьёзно заниматься музыкой уже в достаточно зрелом для детства возрасте, в десять лет. Мы набираем с шести с половиной, и мы смогли взять Софию только на отделение общего развития, на три года. Но, поскольку девочка подавала большие надежды, решением педагогического совета было принято перевести её с общего образования на предпрофессиональное, по настоятельной рекомендации педагогов и зав. отделения Бийского музыкального колледжа Светланы Александровны Лычагиной, куда возили Софию на конкурсы. Так она, закончив два года общего развития, была переведена на предпрофессиональное и дальше начала обучаться по этой программе. Так как у Сони за плечами четыре года музыкальной школы, у неё меньше заслуг, чем у Ярослава, но они тоже все значимые: девочка проявила пытливый ум, целеустремлённость. Она ставит цели и двигается к ним.

Хочу сказать, что в нашей школе надежды подают и другие дети, бесконечно доказывая это своими выступлениями на конкурсах различного уровня. Несмотря на то, что в этом году часть обучения проходила в дистанционном режиме, ребята прошли очень много конкурсов в онлайн-формате. Подготовка была не менее важной, дети показали себя очень достойно, у нас много первых мест. Они смогли себя проявить и на республиканских уровнях, и на региональных. Очень весомый конкурс был в Барнауле, в Новосибирске, при консерватории имени Глинки. Весной мы продолжили участвовать в конкурсах «Весенняя капель», «Вдохновение» второй музыкальной школы. Дети очень достойно отстояли честь музыкальной школы, я ими очень горжусь.

Обучалась у нас Даша Федорова, которая собиралась поступать в этом году, но, к сожалению, в конце года передумала. Она тоже внесла неоценимый вклад в престиж школы, преподавателя. Спасибо ей, что она была с нами, что обучалась. Если она выбрала другой путь в жизни, то я не смею возражать.

У нас подрастает Маша Чугайнова, не менее интересная девочка, все её заслуги и награды, думаю, впереди. Она уже себя зарекомендовала первыми-третьими местами на высоких уровнях. Поэтому мы тоже гордимся Машей и надеемся, что у неё всё получится в будущем. Вслед за этими ребятами Мария будет пытаться поступить в центральную музыкальную школу вслед за ребятами.

Директор филиала ЦМШ в г. Кемерово, Валерий Владимирович Пясецкий, знаменит в Москве. Он взрастил очень много музыкантов с мировым именем, один из них - Денис Мацуев, который нам очень хорошо знаком. Мацуев будет куратором этого учреждения в Кемерово наряду с московскими кураторами. Будем надеяться, что дети будут достойно обучаться, поскольку их так достойно оценили. Надеемся, что и они нас не подведут. По окончанию школы у них прямая дорога к обучению в консерватории.

- В чем секрет успеха Ярослава и Софии?

- Что отличает этих детей? То, что у них много упорства к достижению целей. Они умеют правильно заниматься, правильно готовиться к завоеванию побед. Они сразу ставят цель и идут к ней непреклонно. Для этого нужна хорошая ежедневная систематическая подготовка, пять-шесть часов каждый день. Поэтому дети в музыкальную школу идут с утра как на работу. До обеда они работают, оттачивают свою программу, своё мастерство, затем уже идут в среднюю школу. И так изо дня в день. Плюс ещё и лето прихватывали, июнь месяц, как правило, для детей-конкурсантов ещё рабочий. За июнь дети выучивают по десять и более произведений. Несмотря на то, что каникулы, жара, все отдыхают и им тоже хочется этого, но от заданной цели стараемся не отступать. Я стараюсь идти навстречу детям по каким-то вопросам, и уговорами, и поощрениями, добрым словом, но иногда приходится с ними разговаривать строго.

- Помогают ли, поддерживают ребят родители в процессе их обучения?

- Спасибо родителям, которые вносят вклад в обучение детей. Хочется отметить Ефросинию Васильевну Бодину, бабушку Ярослава, которая своими разговорами, настойчивостью, убеждением помогала нам в обучении Ярослава. Он хотел всё бросить, но все помогали. Конечно, он находил возможность, и побегать, и всё такое, но не так много, как другие ребята. Зато он побывал там, где другие ребята не бывали. Вот, например, он поехал в Омск на Всероссийский конкурс юных пианистов и сразу взял третье место. А это не так просто для Всероссийского уровня!

Хочется выразить огромное спасибо Ольге Анатольевне и Руслану Александровичу Сапегиным, которые тоже относились с пониманием, убеждали Соню, что всё это пригодится в жизни, и, когда она стала определяться с выбором, они сказали, чтобы она подумала хорошо, чтобы потом не пожалеть. Они не настаивали, чтобы София поехала обучаться в ЦМШ, понимая, какая это ответственность, что это путёвка в жизнь для ребенка.

Алевтине Николаевне Чугайновой хочется сказать огромное спасибо, что она сотрудничает с нами: с вниманием относится к успехам своей дочери, не забывает и о педагогах: всегда поздравит, поблагодарит.

От родителей, их понимания, поддержки зависит многое у ребенка: его трудолюбие, стремление к успеху, умение распределить время, успевая в школе, на музыкальных уроках, дома. Можно сказать, что все начинается из семьи, а родители – направляющая, чуткая, мудрая составляющая будущего успеха детей.

- Ольга Александровна, какую пользу для ребенка несут занятия музыкой?

- Музыка, во-первых, активизирует мыслительные процессы. Когда ребенок исполняет какое-либо произведение, например, рисует музыкальный образ Бабы-Яги, он представляет все это в мыслях, до мельчайших деталей. Нужно уметь нарисовать картину в голове. Все это он должен постараться передать в музыке и донести до слушателя. Если слушатель поймет твое произведение – значит, это твоя победа, твой успех. Ты смог, и слушатель смог представить этот образ. Вот как музыка развивает мышление.

Музыка развивает память. Память различную. Дети очень много учат, заучивают, каждую четверть они сдают экзамены, зачеты по технике исполнения. Именно техникой мы несказанно поразили московскую комиссию - наши детки из глубинки умеют так технично, так качественно слушать звук, который они выдают, не просто барабанят пальцами, а слушают, что они исполняют.

Воспитывает усидчивость. Ведь Соня с первого класса не пошла на наше отделение, потому что сама я их отговорила. Поскольку сама веду занятия музыкой в детском саду, и знаю, вижу деток. Есть дети очень подвижные, неусидчивые, и Соня была как раз одна из таких. Когда ей исполнилось 10 лет, она стала степенной, заканчивала школу хореографии, и снова пришла на музыку. И вот такой прекрасный результат. 

Ярослав – это мальчик, ему бы бегать, играть с мальчишками, а ему приходилось сидеть, заниматься музыкой. Первым его конкурсом был республиканский в Горно-Алтайске. Совершенно случайно, я решила его готовить во втором классе. Пока были на новогодних каникулах, у меня возникла мысль – почему бы не попробовать Ярослава свозить в марте на «Юные дарования», и не прогадала. Выйдя с каникул, мы быстро начали с ним готовиться, и он сразу поехал, взял третье место. Если бы не незначительная ошибка, было бы и первое. Это тот мальчик, который своей харизмой , бешеной энергетикой покоряет публику. А в 3 классе мы повезли его в Барнаул, сначала на международный конкурс «От Рождества к Рождеству», где он берет третье место, а через неделю на конкурс «Декабрёнок» Алтайского краевого методобъединения, там была вся Барнаульская зона – поселки, города, восемь школ Барнаула… Там Ярослав взял первое место. От спонсора тогда получил подарок – три тысячи. И с гордостью привез домой микроволновую печь, подарил бабушке, маме. Всегда, любая комиссия, слушатели, восторгаются его харизмой, энергетикой: «откуда у вас такой мальчик хороший?»

Когда он заканчивал первый класс, он говорил бабушке, что не хочет учиться в музыкальной школе, хочет бегать, играть. Но бабушка настояла, и вот шесть лет спустя он смог достичь такого результата. Последние два года нам было тяжело – стал проявляться переходный возраст. Но я старалась найти к нему подход, несмотря на разногласия, он приходил, снова садился, и работал, и занимался, и поражал нас своей великолепной техникой исполнения. Не было ни одного экзамена, где бы Ярослав у нас получил четверку, - только пять. Я горжусь своими детьми, конкурсантами, которые так много отдали для школы!

- Что бы Вы пожелали своим воспитанникам перед началом большого пути?

- Софии и Ярославу – хорошей учебы, терпения, трудолюбия, потому что им будет очень непросто – нужно будет очень много учиться, заниматься. Но они у нас к этому готовы. Потому что на сегодняшний день дети могут сесть заниматься и посвятить музыке пять-шесть часов. Это для них уже нормально. И это систематически, и это каждый день. Там  для детей открываются большие перспективы. Каждый простой ребенок не сможет там обучаться – туда берут только талантливых детей, подающих большие надежды. Из них будут растить музыкантов. Кто знает, может быть и нашим ребятам улыбнется большая удача, и через сколько-то лет мы будем слышать их имена с Большой сцены. Когда они приехали поступать, там сказали: какие красивые дети к нам приехали! Соня - сама грациозность, хрупкость, очень воспитанная девочка, умеет достойно принять критику, очень вежлива. Таких детей мало. Ярослав – от него не услышишь грубого слова, бывает – рассердится, но не обижает других. Его родители, бабушка, вырастили достойного сына и внука. Мы, конечно, за своих детей будем волноваться, переживать, помогать им словом, делом, пусть все у них в жизни получится. Пусть когда-то мы услышим, как произносят имена наших детей с большой сцены. Мы будем горды за них, конечно. Мне так хотелось определить моих деток в добрые руки, чтобы мой труд не напрасно был и не канул в лету.

Среди наших малышей, тех, кто остались в школе, тоже есть такие же способные детки. Будем растить новых музыкантов, надеюсь, все у нас получится. Всем деткам, обучающимся у меня, на музыкальном отделении, я желаю, чтобы они отдохнули, а новым конкурсантам, которых я уже определила у себя на осень, я желаю, чтобы не забывали свои программки, и мы с новыми силами в начале учебного года возьмемся за работу.

В заключение хочется поблагодарить Эрчима Борисовича Сарбашева, в лице которого мы увидели человека, неравнодушного к судьбе Ярослава Бодина. Он уже дважды проявил хорошее отношение к его судьбе, оказал материальную помощь Ярославу, его семье, поддержку для поездки в Кемерово. За это ему несказанно благодарны родители мальчика.

- Спасибо, Ольга Александровна! От всех читателей газеты благодарим Вас за труд, за воспитание талантливых детей, а юным музыкантам желаем успеха на музыкальном поприще, ярких выступлений и отличной учебы!