Она родилась в 47-м. Это было время, когда страна восстанавливалась после войны, и детство рожденных в те годы проходило в труде. Но сейчас людей того поколения можно назвать самыми сильными, закаленными. Вот и Зинаида Николаевна Думова – единственная и любимая дочь своих родителей – Екатерины Михайловны и Николая Лукича Колпаковых: родилась в Ильинке, выросла, а после школы-восьмилетки в родном селе окончила десять классов в Черге. Потом судьба подарила ей радость материнства: Зинаида Николаевна родила и воспитала четверых сыновей. Сейчас она – бабушка десяти внуков и пятерых правнуков. Но, какой бы ни была богатой на внуков бабушка, все равно порою так хочется внимания, заботы, и приходят долгими вечерами думы – о каждом из своих кровиночек, и невысказанные слова ложатся на лист бумаги.

Самыми сокровенными стихами Зинаида Николаевна поделилась с нами, рассказала о своей жизни, а мы, с ее позволения, расскажем читателям о непростой, но все же счастливой судьбе этой замечательной женщины.

Воспоминание
Слышу вновь я мамин наказ:
«Приготовь на вечер птице еды,
Пол подмети, половицы встряхни,
И снова их на полу расстели
Хлеб в печь посади, да смотри,
не прижги.
На покос я пораньше поеду,
Пойду, коня запрягу».
В эти летние долгие дни
Чего только не делала я.
И хозяйство вести,
И с подружками поиграть успевала.
И на речку искупаться бежала,
Боже, как же на все времени хватало?
Вернувшись из детства,
Дневные заботы
Сейчас за неделю едва разгребла бы…

Зинаида Николаевна рассказывает:
- Детство мое прошло в Ильинке. Родители – простые люди были: отец – табунщик, а мама – рабочая в колхозе. Когда перегоняли скот из Монголии, она скотогонам хлеб выпекала, ухаживала за больными животными. Отца в 40-м году взяли в армию, а в 41-м война началась, так и остался воевать.
Когда я была еще маленькой, отец работал табунщиком в зверосовхозе. Это было отделение Бийского зверосовхоза и находилось за Беш-Озеком. Мама тоже все время в работе. А мы – ребятишки, сколько помню, даже самые маленькие были при деле. С шести лет копны возили, сено гребли на конных граблях… Было и такое, что лошадь меня растрепала, маленькую, на покосе. Я как-то сумела за дужки железные на седле уцепиться. Папа меня успокоил, поплакала, да пришлось снова садиться на лошадь и до дождя работу заканчивать на покосе.

Малая родина
…Родина малая, родина милая,
Здесь я родилась, здесь я крестилась.
Здесь сыновей я родила,
Здесь я могилу отца обрядила.
С горки зимой я на санках каталась,
А летом в Карасуке плескалась.
Чуть пониже течет родничок,
Где брала я воды на чаек.
По дороге с подружками в школу бежала,
А вечером в клубе на танцах скакала.
Скажите, люди?
Когда этой было?
Может, сегодня, а, может, вчера?
Да что ты, милая,
Это было-то, когда!?

- Как играли дети той поры?
- У нас на реке Песчаной был островок. Летом мы любили там играть. Там кустики росли – курильский чай. И вот мы там домики строили себе, в гости друг к другу ходили. А в непогоду – в куклы, платья им сами шили. Когда есть возможность – бегали по окрестным горам, ягоды собирали, «репки», «вшивик», кандык копали, саранку. Мне кажется, очень даже хорошо жили, потому что детство – самая светлая пора. А дома продукты все свои были - сметана, творог, молоко. В каждом дворе была корова. А к праздникам баловали нас – в магазин привозили лимонад, за ним очередь всегда была. Вот мамы на 7 ноября дадут рубль, а мы в магазин. И пряников купим на этот рубль, и конфеты.
А в школе тоже интересно: соревнования между отрядами, сбор металлолома, макулатуры…

- А помните ли своих подруг из детства?
- Да, конечно. Вот Маша Голышева, сейчас она Чулкова, тоже в Черге живет. Зоя Иванова (сейчас Буйвал), она тоже в Черге. Мы вместе с ней учились. Только она раньше в Чергу уехала, со своей семьей – в классе седьмом, а я поехала туда в девятый класс, и жила у них, потому что они мои родственники. Еще Люба Ковязина, но она сейчас здесь не живет. В Шебалино живут Виктор Павлович, Николай Павлович Ковязины. Это наши соседи были…
Есть у меня фотография школьных лет, на которой мы – четвертый класс. Учительница наша была Мария Давыдовна Чеконова. Еще помню учителей – русского языка - Леонтия Иосифовича Бекичекова, немецкого языка - Руфину Романовну Черепанову, математики - Иду Михайловну Ельченко, физику и черчение преподавал Сергей Феоктистович Синкин.

- А кем вы хотели стать?
- Была у меня мечта швеёй стать. Но так как нигде я не бывала, от мамы никуда не отрывалась, когда поехала в Горно-Алтайск сдавать экзамены, разволновалась. Хотя и собеседование прошла, и математику сдала, но все-таки уехала домой к маме.

- Как же сложилась Ваша дальнейшая судьба?
- Уехала после школы в Ильинку, и там же вышла замуж. Через год родился у нас первый сын, Алешенька. Это было в 1967 году. Но жизни совместной у нас так и не сложилось, из-за семейной трагедии мы расстались. В ожидании второго ребеночка я осталась одна. Коля у меня родился уже без отца.
А в 1971-м я вышла за Виктора Алексеевича Думова, с которым мы прожили почти 30 лет. У нас родились два сына – Сергей и Александр. Моих старших сыновей он вырастил, как своих, стал им настоящим отцом.

- Воспитать четверых сыновей – это не каждому дано! Расскажите о них?
- Старший сын Алексей живет в Черге, работает в электросетях. Служил в Афганистане. С женой, Ларисой Валерьевной, воспитали двоих сыновей. У старшего, Романа – уже своя семья, двое детей. Младший сын Алексея, Владислав, женился недавно, детей пока нет.
Второй сын, Николай, тоже работал в РЭС, а в армии служил в воздушно-десантных войсках. Как пришел из армии, устроился на подстанцию, там и работал много лет. В его с Ольгой Степановной семье выросли две дочки. Старшая – Виолетта, у нее есть дочка Ксюша. Успешно учится в музыкальной школе, участвует в конкурсах. А младшая Кристина тоже недавно вышла замуж, воспитывают маленького сыночка Диму.
Третий сын - военный. Сереженька у меня в Туве, как в армию ушел в Кызыл, так и остался, до сих пор там живет. Служил в авиаотряде, бортмехаником в вертолете. Сейчас уже на пенсии. С женой Аленой Александровной воспитали четверых детей. Старший его сын, приемный, Роман – тоже военный. Сын Егор служит в армии, а еще у них с женой двойняшки – Катюша и Антоша, учатся в десятом классе.
Младший мой сынок – Александр. Жена его, Алена Алексеевна Думова, работает в школе. У них два сына – Никита и Матвей. Никита служит по контракту, в ракетных войсках, в Иркутске, а Матвей учится в Барнауле.

- Зинаида Николаевна, так значит, у Вас десять внуков и пять правнуков? Вы всех, наверно, любите одинаково, или есть кто-то ближе к сердцу?
- Я их всех безумно люблю. О каждом думаю, забочусь, о каждом душа болит. Не все, правда, могут у меня часто бывать.
Вот думала о них, и строчки пришли на ум:
Любимые глаза
Ясноглазый мой Никита,
Черноглазый Владислав
Темно-карие у Виты,
Синева в Егоровых глазах,
Темный бархат у Кристины
И светло-карий мой Роман,
У Матвея поднебесные глаза,
У Антоши и Катюши
Енисея синева.
А у Ксюши, у правнучки,
Темно-карие глаза.
А еще совсем недавно
Заглянула Костику, правнуку,
В ясно-синие глаза.
Есть еще правнучка Соня, но пока
Еще не видела малышку я в глаза.
А у Машеньки-правнучки неба синева.
Вот еще родился правнук Дима,
Но не видела пока его,
Думаю, и у него
Очень ясные, серые глаза.

- А о чем еще Ваши думы, заботы?
- Да обо всем! Живу одна, здоровье уже не то, что раньше. Ходить трудно, передвигаюсь только по дому. Но у меня есть помощница, Ирина Николаевна Зяблицкая, социальный работник. Она приходит ко мне регулярно, помогает. И полы протрёт, и подметёт, и подбелит печку. Сыновья, внуки тоже меня не забывают. А я… может быть, и пошила бы, повязала, да руки стали болеть. Иногда придет какая-нибудь думка – стихи напишу.
Звездочка яркая
У ночного окна я стою
И на дальние звезды гляжу.
Между их я глазами маму ищу.
Вот одна подмигнула, другая,
Словно к себе приглашая.
Нет, не могу!
Я среди вас маму ищу.
И вдруг одна ярче всех засветилась
И ко мне она обратилась:
«Если б ты знала, как я тебя видеть хочу,
Но не спеши бежать в темноту.
Детям и внукам успей сполна передать
Свою теплоту, любовь, доброту,
Вот тогда я тебя позову.
В ночную, холодную тьму,
Где сердце не греет и звезды мертвы…»
В этих словах моя боль о маме, которой уже нет с нами. Она много лет жила со мной, во всем помогала. У нее на руках и ребятишки все мои выросли. И я ей очень благодарна за все…

… Много ран оставила в сердце Зинаиды Николаевны жизнь. Сначала – безвременная гибель отца, спустя годы – переживания и ожидание сына Алексея, который нес службу в Афганистане. Было многое: и предательство близкого человека, и непонимание, но безгранична любовь в ее сердце, которое прощает все и благодарно судьбе за ее радости и победы. Вместе с мужем они подняли на ноги детей, вели дом, хозяйство. Восемнадцать лет Зинаида Николаевна работала ночной няней в интернате, значит, и чужим ребятишкам стала добрым ангелом-хранителем. И сейчас она от всей души переживает не только за своих внучат и правнуков, но и за все молодое поколение: чтобы не курили, куда попало не лазили, не творили плохого: ведь все это и на здоровье отражается, и на репутации. Да и телефоны у нынешней молодежи много времени отнимают! Ведь сколько полезного можно сделать, вместо того, чтобы в телефон глядеть, - сокрушается бабушка.
Много интересных историй рассказала Зинаида Николаевна из детства своего, и уже семейной жизни. Их можно слушать бесконечно.

Настоящим приключением представляется рассказ о монгольском курдючном баране, который появился в хозяйстве у родителей, еще в Ильинке. Очень уж этот баран не любил запах табака. А, когда маленькая Зина понесла дядину фуфайку мимо зловредного барана, чуть жизни не лишилась, благо – взрослые подоспели!
О том, как машину покупали, семейный «Москвич» - это целая история! Ведь тогда купить автомобиль можно было только по очереди. Или, если повезет – кто-то откажется, как и случилось в семье Думовых. Но тут вторая проблема: где найти деньги? То, что планировалось накопить за два года, нужно было собрать за несколько дней. А в большой семье автомобиль ой как нужен! Шанс упускать нельзя. Поэтому пришлось вертеться: у родственников, знакомых, друзей занимать, а оставшуюся тысячу – даже у молодоженов после свадьбы! Не без помощи добрых людей многодетная семья обзавелась собственным автомобилем.
Сейчас, в свои 76, Зинаида Николаевна мечтает о том, чтобы дети жили хорошо, и, как каждый из нас, - чтобы не было войны. Живет с благодарностью жизни и людям, которые на пути в этой жизни встретились. И пишет стихи, слова в которых – из сердца, и есть в них искренность, мудрость и доброта.

Благодарственные слова
Всем родным, детям, близким, друзьям
Я не скрываю свой возраст
И признаю, что 70 лет
Это серьезная дата.
Кто-то жжет свою жизнь безрассудно,
А кто-то – тихо и верно
Выбирает свой путь.
Ну, а я прожила свое время
Не очень грешная, и не совсем святая.
Как все, потихоньку – как говорят.
Вперед не совалась и в середине
не мешалась.
И сзади не отставала.
Многого уже не могу и много уже мне
не надо,
А многого только хочу – не для себя,
А всем моим потомкам.
Хочу всем здоровья, счастья, любви,
И чтоб никто не знал безвременных
утрат и горечи войны,
А для себя хочу – не быть обузой детям,
Если смерти, то мгновенной,
а болячки небольшой.
Хочу любить и быть любимой,
Как можно дольше пребывать
В прекрасном этом мире.


Л. Тислицкая
На снимках: Зинаида Николаевна Думова; с мамой, Екатериной Михайловной Колпаковой и сыновьями Николаем, Сергеем, Александром;
сын Алексей после службы в Афганистане