«Иногда даже не знаешь, что может получиться» – говорит о своем творчестве Лидия Митрохина из Черги. В юрте, которую она сшила сама, хранятся самые разные работы: погремушки, картины, мягкие игрушки, сумки, браслеты, рубашки и многое другое. Есть вещи, которые смогут оценить лишь ценители, например, шаманские атрибуты. Но что бы она ни мастерила, над чем бы ни работала, красной нитью через все ее творчество проходит одна мысль – нести благо всем.
Материалы Лидия находит буквально везде: использует камень, дерево, ткань, мех, кость, рог и многое другое. Ручной работой буквально живет: то занята тиснением по коже, то плетет ловцы духов, то шьет игрушки или одежду. Свою мастерскую женщина назвала «Ладный конь», потому что любит лошадей и считает их хорошим символом.
Самые большие изделия в мастерской сделаны из кожи. Это арчимаки и сумки. Лидия покупает кожу, сама ее обрабатывает, а затем шьет и украшает тиснением. Работа эта кропотливая, требует много внимания, аккуратности и времени, специальных инструментов и штампов, защиты от влаги. Чтобы получить «картинку» нужно прорезать, пробивать, вдавливать, вытягивать. Каждое движение вносит свой штрих на полотно. И усилия стоят результата – получается не просто рисунок, а объемный сюжет, который приятен не только взгляду, но и прикосновению. Вдохновение женщина находит в книгах, обращается к язычеству и буддизму.
Работе с кожей Лидия училась сама. С трудом доставала инструменты и информацию. И сейчас, когда что угодно можно найти в интернете, продолжает творить с минимальным набором приспособлений, но выжимает максимум из своих возможностей. Да, у нее нет всех инструментов, о которых могла бы мечтать, но главное – это ее руки, навыки, фантазия и тот посыл, который она вкладывает в каждое свое творение.
Изделиями из кожи пользуется много лет. В ходу сумки, которые когда-то сделала сама. Они прошли испытание тяжестями и километрами, и, как признается Лидия, привлекают к ней внимание на улице: люди останавливают ее, чтобы рассмотреть узор. Когда берешь такой рюкзак в руки, с первого взгляда даже не понимаешь, что он не новый. Чистую мягкую кожу так и хочется потрогать, а рисунок сохранился настолько хорошо, будто лишь вчера был закончен.
Есть в мастерской рюкзаки, сумки и сумочки, браслеты, тажууры. Еще женщина шьет и украшает тиснением конское убранство.
И вообще, много шьет. Одежду: платью, юбки и рубахи, в том числе ковбойские, навеянные развитым в районе скотоводством. Игрушки: от простых лошадок до волков-казаков по собственному дизайну. Сшитые Лидией юрты и типи стоят, например, в Аскате и Эдигане. Иногда, путешествуя по Алтаю, мастерица видит жилища, которые сама шила, но как автора ее не знают. Однако она продолжает совершенствоваться в этом деле, искать материалы и проверять их на своей юрте, которая доступна всем ветрам, стоит под дождем и градом.
Слабое место для Лидии – это продажи. «Зачастую мастер – не продавец» – говорит она. Возможно, будь более предприимчива, она мастерила бы то, что гарантированно купят, делала упор на количество и дешевизну, нашла бы место ближе к трассе. Но так женщина не умеет и не хочет:
-Можно было бы позавидовать тем, кто имеет более выгодное положение, но я понимаю, что мне лучше здесь. А люди, которым это действительно нужно, меня найдут.
Ей важно не только, что она делает, как, но и кому ее изделия достаются, куда отправляются. Даже отдавая свои труды на реализацию, старается узнавать, кто их купил, потому что интересно проследить их путь. Однажды, Лидия наткнулась в интернете на клип певца Добрыни Сатина «Любить и созидать» и с приятным удивлением узнала на его руке свой браслет:
-Возможно, человек даже не знает, откуда эта вещь, но мне приятно, что она живет и продолжает нести добро таким путем. В основном покупатели – это туристы, хотя работы наших мастеров могут быть достойнейшими подарками даже представительского уровня. В Монголии я купила латунного коня. Он отлит в единственном экземпляре, прекрасная работа, которая три года была никому не нужна. Я проходила обучение на камнерезном станке в Горно-Алтайске. Преподавал человек, который сам создает красивейшие вещи, например, серебряные одуванчики с алмазными пушинками. Такие вещи могут делать редкие мастера, но как же долго они ждут своего покупателя. Бывает, теряешь интерес. Кажется, зачем что-то делать, если это никому не надо? Но потом отбрасываешь такие мысли и работаешь, ничем себя не ограничивая.
Трудится Лидия в сотрудничестве с мужем Кириллом. Он и вдохновляет, и поддерживает, утверждает эскизы, помогает с грубой работой и тиснением. Вместе они хотели бы в будущем заняться табунным коневодством. Еще Лидия могла бы преподавать, но дороговизна инструментов и материалов пока пугает. Однако энтузиазма у женщины хоть отбавляй, и она точно найдет, куда его направить.