Победителем районного конкурса «Воспитатель года - 2022», состоявшегося в рамках традиционных Дней педагогического мастерства, стала воспитатель детского сада «Алтынсай» села Шебалино Алия Анатольевна Ойношева. Для нее участие в таком конкурсе было дебютом, и очень успешным. «Сельская новь» выяснила у педагога, в чем секрет профессионального мастерства, как увлечь детей и научить родителей понимать мир ребенка.

— Алия Анатольевна, расскажите, как вы пришли в профессию?

— Окончив сначала педагогический колледж по специальности «Учитель начальных классов и изобразительного искусства», а потом Горно-Алтайский педагогический университет  по специальности «Педагог-психолог», я и не думала, что стану воспитателем в детском саду. Свою трудовую деятельность я начала в школе раннего развития «Тимошка» Дома детского творчества,  после в управлении образования методистом по дошкольному образованию, потом я работала в опеке. А теперь уже восемь лет я работаю в детском саду. Конечно, когда пришла работать в детский сад, получила дошкольное образование, прошла переквалификацию .

Считаю, что профессия воспитателя - одна из самых интересных. Она стала моим призванием, дала возможность искренне отдаваться любимому делу, дарить свою любовь, знания детям и не сгорать от этого, а становиться лучше и богаче душой.

- Бывает, что родителю сложно справиться и с одним ребенком, причем родным, а вы справляетесь с целой группой детей. В чем секрет?

- Я считаю, к каждому ребенку должно быть доверие. Они мне доверяют, и я им тоже, поэтому главное, чтобы это доверие не потерять. Ребенок проводит в детском саду примерно девять часов в день, поэтому группа – это его вторая семья. Каждый малыш имеет разный характер, с кем-то надо чуть-чуть построже, а к кому-то, наоборот, можно найти подход только через ласку. Ребенок должен приходить в детский сад и чувствовать здесь заботу. И в первую очередь ему здесь должно быть интересно. Если ребенку скучно, то можно потерять его внимание. Поэтому мы делаем все через игру, это ведущий вид деятельности в детском саду. Да, бывают такие дети, которые не хотят что-то делать в определенный момент. В таком случае даем возможность побыть одному, или заняться чем-то другим, а потом продолжаем с ним заниматься.

- Алия Анатольевна, одним из этапов конкурса «Воспитатель года» было открытое занятие с детьми, причем совершенно незнакомыми. Как вам удалось всего за 30 минут познакомиться с ними, увлечь их и еще чему-то новому научить?

- Признаюсь, для меня это конкурсное испытание было волнующим, все-таки другая группа, дети – мы проводили занятие в детском саду «Искорка». Мне на занятие нужно было 6 детей, воспитатели выбрали желающих. Ребята сами по себе были очень открытые, и в начале занятия подошла к ним, поздоровалась, объяснила, спросила, - готовы ли они пойти со мной на занятие, где мы будем играть и добывать новые знания. То есть мы быстро наладили с ними контакт, они рассказали, как зовут их воспитателя, как называется группа, они и сами представились. Я похвалила их, какие они умные и разговорчивые, и попросила помочь мне провести урок. Занятие было на тему «Знакомство с волшебным миром театра», то есть это была виртуальная экскурсия в театр. Детям понравилось, но вначале были небольшие затруднения по описанию самого театра, потому что у нас таких учреждений нет, и они визуально даже не знают, как он выглядит. Я объяснила, пригласила за кулисы театра, чтобы узнать, какие люди создают спектакли. Показала слайды и провела экскурсию. В конце я сказала, что театр бывает разным.  Показала на сундучок, который стоял на столе, и мы с ребятами открыли его – там был настольный театр. В настольном театре они сами и поиграли, и озвучили. В результате занятие прошло хорошо, интересно. Все задания дети выполняли с большим вниманием, интересом и восторгом. Я даже не заметила, как пролетело время. И дети не заметили, потому что были увлечены.

Кроме занятия, среди конкурсных испытаний у нас были визитка, защита проекта и мастер-класс.

- Сегодня работа воспитателя в рамках Федерального государственного образовательного стандарта, помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, должна быть нацелена на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Как Вы работаете, строите занятия с детьми?

- Первая цель, которую ставит воспитатель для себя – вызвать интерес к тому материалу, с которым будет знакомить. В детском саду ребёнок должен научиться быть готовым добывать знания. Проще говоря, мы не должны давать готовые знания, мы должны вопросами приводить ребёнка к пониманию нужно темы. Работая по ФГОС, каждый педагог детского сада должен поддерживать детскую инициативу и самостоятельность. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение посредством игровой деятельности, так как ведущий вид деятельности в детском саду - игра. Ребенку кажется, что он просто играет, развлекается, а на самом деле обучается, общается со сверстниками и взрослыми, открывает в себе новые таланты. Вот, например: мы не будем говорить: сейчас мы будем считать. Мы скажем, например, так: «Жили-были циферки в домике, каждая на своем этаже. Но подул сильный ветер, и они потерялись, заблудились, не могут найти свое место. Нужно им помочь, расставить по своим местам»

- Наверное, вы, как педагог, и родителей иногда направляете в нужное русло, учите их понимать своего ребенка?

- Родители - наши первые помощники. Мы общаемся, разговариваем, обсуждаем разные темы – но в основном, через WhatsApp. В настоящее время отсутствие родительских собраний в детском саду очень сильно влияет на весь процесс. Нельзя и на утренниках присутствовать родителям. Ощущается отсутствие контакта «глаза в глаза».  Немногие родители, когда приводят или забирают детей, интересуются, как ребенок чувствует себя в группе, какие успехи у него, настроение и так далее. Но хотелось бы больше общения с родителями в этом плане.

Вот недавно у одного из наших детей внезапно сильно поменялось поведение, стал капризным, плачет. После того, как стали выяснять с мамой, разговаривать, выяснилось, что у мамы самой неприятности, нервничает, вот и ребенку передалось ее настроение.

Если ребенок дома увлечен играми и страшилками не по возрасту – это заметно по его играм. Часто бывает так, что дома мы мало общаемся с детьми, чтобы заняться своими делами, включаем ребенку компьютер или телевизор. Тогда от малыша нет шума, с ним не надо идти на прогулку или читать ему. Так, конечно, проще. Но не лучше. Детям нужно общение. Нужно понимать мир ребенка, быть с ним наравне, дать ему некоторую самостоятельность, но в то же время находиться с ним рядом, чтобы он чувствовал поддержку.

- Каким вам видится портрет воспитателя XXI века?

- В наше время важно быть мобильным, владеть информационными технологиями, потому что требуется после проведенных занятий отчитываться, выкладывать информацию в открытые источники. Это касается организации работы. А по отношению к детям - мы должны уважать личность ребенка, знать его особенности и развивать его способности. Каждый малыш талантлив по-своему. Заметить, разглядеть его дар и, главное, развить - задача воспитателя.

Что дало вам участие в конкурсе «Воспитатель года»?

- Конечно, полезно познакомиться с опытом коллег, поучиться чему-то новому. Когда готовишься, изучаешь много интересного и это очень ценно. Готовясь к такому ответственному мероприятию, необходимо было достойно представить свою работу, свой детский сад. Хочу выразить благодарность Управлению образования администрации МО «Шебалинский район» за организацию этого мероприятия. В подготовке к конкурсу мне очень хорошо помогли мне Зинаида Егоровна Телесова, Зоя Ивановна Кырмакова, Ольга Соркоевна Азанова, Людмила Викторовна Головина, Айтана Сергеевна Сулачакова.

Такие конкурсы стимулируют воспитателя, побуждают искать новые формы, приемы общения с детьми, обмениваться опытом с лучшими педагогами, учиться у них.

Для меня конкурс стал еще одной ступенькой к освоению профессии воспитателя. Достигнутый успех окрыляет и открывает передо мной новые возможности, дает уверенность в своих силах, способностях, возможностях.

Теперь мне предстоит участие в республиканском этапе конкурса «Воспитатель года - 2022» в городе Горно-Алтайске. Предстоит большая работа, поэтому уже сейчас я начинаю готовиться. Конечно, волнуюсь и переживаю, но я приложу все силы, чтобы достойно представить район на этом уровне.

- В чем ваш профессиональный секрет?

- В любви к детям, в добром отношении к каждому ребенку. Я научилась смотреть на мир глазами детей. Каждая группа – особенная, у меня уже было три выпуска, и с каждым ребенком как будто заново проживаешь детство. Это помогает смотреть на жизнь с оптимизмом.

- Благодарим Вас, Алия Анатольевна, за интересный рассказ о конкурсе, о профессии воспитателя.  Удачи Вам на предстоящем, региональном этапе; вдохновения и оптимизма!