В соответствии с п. 1 ст. 139.2 НК РФ жалобы (апелляционные жалобы) на решения
налогового органа подаются в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее
подавшим, или его представителем. Жалоба также может быть направлена в
электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет
налогоплательщика. Форматы и порядок представления жалобы в электронной форме
утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по
контролю и надзору в области налогов и сборов.
В связи с утверждением в конце 2019 года нового формата направления жалобы по ТКС
(приказ ФНС России от 20.12.2019 г. №ММВ-7-9/645@), для налогоплательщиков,
использующих именно этот способ обращения, обеспечен ряд дополнительных
преимуществ уже начиная с 01.07.2020 г. В ответ налоговый орган сможет сообщить по
ТКС время и место ее рассмотрения, информацию о приостановлении или об отказе в
приостановлении исполнения решения инспекции, а также сведения о продлении срока
рассмотрения жалобы и решение по ней.
Направление жалобы (апелляционной жалобы) по ТКС в порядке, предусмотренном
Приказом ФНС России от 13.06.2013 №ММВ-7-9/196@, в качестве приложения к
обращению делает невозможным направление заявителю документов, образующихся в
ходе рассмотрения жалобы, по ТКС. Указанное обстоятельство может повлечь
нарушение прав заявителя, в случае его желания получить решение по жалобе в
электронной форме по ТКС.
За 10 месяцев 2020 г. 10 % жалоб представлено по новому формату направления жалоб
по ТКС, 53% - по старому формату направления жалоб по ТКС, 37% жалоб – на
бумажном носителе.
Налоговый орган отмечает, что использование нового порядка направления жалоб по
ТКС
помогает
оптимизировать
взаимоотношения
налоговых
органов
и
налогоплательщиков. В связи с этим настоятельно рекомендует, в случае обжалования
того или иного решения налогового органа осуществлять направление жалобы по ТКС в
соответствии с новым форматом.