27 апреля в России отмечается День вахтовика. С 2011 года это профессиональный праздник сотен тысяч инженеров, геодезистов, крановщиков, механиков, трактористов, бульдозеристов, нефтяников и газовщиков, сварщиков, охранников и представителей многих других профессий. Всех их объединяет одно: удаленность от дома и непростые условия жизни.
Непростая работа
Вахтовый метод работы используется давно и во многих странах. Вахта сопряжена с непростыми условиями жизни: отдаленность от населенных пунктов, отсутствие коммуникаций, зачастую сложные климатические условия, неналаженный быт. В связи с этим требуется крепкое здоровье, и желающие поехать на отдаленную работу проходят полное медицинское обследование. Непрерывная работа длится от 2-х недель до месяца (иногда больше, если имеются основания). На это время работа становится домом, где вахтовик живет и отдыхает. Не каждый может выдержать огромное физическое напряжение ежедневного 12-ти часового рабочего дня и такие, можно сказать, спартанские условия жизни, поэтому некоторые после первой смены отказываются от контракта. Остаются лишь сильные духом, настоящие герои трудового фронта.
В основном используется вахта в малообжитых районах Крайнего Севера и Сибири, на прокладке дорог, сельхозработах, лесозаготовках, на разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве крупных объектов. Но обычной практикой становятся вакансии вахтовиков в крупных городах, ощущающих нехватку рабочей силы. Требуются разнорабочие на склады, строительство промышленных объектов и частного жилья, в коммунальные хозяйства, сферу обслуживания. Их набирают из числа иностранцев и жителей провинциальных городов России.
Работать тяжело, но можно
И в нашем районе есть достаточно много людей, работающих в отдалении от дома. Такой способ работы стал настоящим спасением во время, когда низкая заработная плата не успевает за ежедневно растущими ценами. На вахту люди едут не ради романтики, а, чтобы заработать и прокормить семью. И условия этой работы зачастую далеко не романтичные, что подтверждает рассказ одного из наших собеседников, 47-летнего жителя Шебалино Валерия Александровича Коберта. Сейчас Валерий работает в Магаданской области в геологоразведке.
- Валерий, как Вы попали на Север?
- Вахтовым методом работать на Севере предложил один знакомый. Долго думал, перед тем, как принять решение поехать, все-таки и условия работы непростые, и вдали от дома… Здесь, в Шебалино, много лет работал в ДРСУ, потом водителем в администрации и так далее. Искать работу далеко от дома заставило то, что у нас заработная плата, мягко говоря, невысока.
Первая поездка вахтовым методом была в Якутию. Она запомнилась особенно, - в первый раз, и как раз был сильный мороз – -57 градусов. Приходилось работать в сложных условиях – железо ломалось от холода. Однажды сломался двигатель на УРАЛе, и в новогодние праздники нам пришлось менять двигатель на 50-градусном морозе: ставили тепловую пушку, накрывали палаткой всю машину и под пушкой ремонтировали. Приходилось и лежать на снегу. Впечатления от первой поездки, конечно, незабываемые!
- А сейчас где трудитесь и какие условия работы?
- Сейчас работаем в Магаданской области на объекте «Юный». Расстояние от Магадана около тысячи километров в сторону Анадыря. Я работаю водителем, доставляю к месту смену буровиков. Специфика работы - геологоразведка. Буровая установка достает породу, потом геологи эту породу обрабатывают, исследуют на полезные ископаемые. Условия работы тяжелые – все время на улице.
Работа ведется круглосуточно, с восьми утра до 8 вечера работает дневная смена, ее сменяет ночная до восьми утра. Живем мы в вагончиках, контейнерах. Контейнеры с внутренней отделкой, стоят хорошие двери, пластиковые окна, оборудованы печным отоплением, но мы даже не топим печь – пользуемся обогревателями, так как есть большая электростанция. Есть баня, столовая, повар-профессионал готовит очень вкусно. Кормят бесплатно. У нас здесь есть интернет – спутниковая тарелка, с домашними связь всегда есть – пусть только в районе только жилых вагончиков, дальше не ловит, но, тем не менее, это очень хорошо. Общаемся с домом всегда.
Вахта обычно продолжается два месяца, потом межвахта – два месяца отдыхаем дома. Но это зависит от объема работ. Можем работать и по три месяца, в прошлом году работали без перерыва почти четыре месяца. Когда выполняем работу, уже видим, сколько примерно времени это займет, сколько метров бурение будет, и понимаем, на какой срок это растянется.
- А с зарплатой как? Устраивает?
- Зарплата меня устраивает, но, как любому другому, хотелось бы и больше. В выплатах никогда не обманывали. У нас маленькая частная кампания, народу мало, и все стабильно. Размер оплаты зависит от выработки - чем больше метров пробурено, тем больше зарплата. У геологов немного специфика другая, им нужен результат.
- Как добираетесь до места работы?
- Компания оплачивает все билеты. Добираться до места долго – сначала на самолете, потом на машине по тайге, по болоту. По болоту летом не ездим, ездим зимой, бьем зимник. Бульдозер делает дорогу, и мы едем. 90 км дороги мы ехали 14 часов.
Здесь, конечно, суровый климат, суровая природа. Очень много зверей – медведи приходят прямо к вагончикам, волки. Прошлым летом медведей было очень и очень много. Сейчас температура ночью 37-38 градусов мороза, днем теплее, минус 18-20.
- Какие люди работают с Вами? Отношения внутри коллектива как складываются?
- Люди у нас разные, со всей страны. Есть ребята с Краснодара, с Бурятии четверо, с Алтая нас двое, с Тулы есть, с Челябинска, пара человек с Магадана, из Киргизии. Отношения складываются нормальные, коллектив уже сложившийся. Кто показал себя с плохой стороны – уже давно не работают, они сами собой отсеиваются сразу.
- Кто бы ни работал в суровых условиях Севера, но такая работа – не для всех. Кому можно ехать туда на заработки, а кому – не стоит пытаться, как считаете?
- Стремишься заработать деньги в семью и не боишься трудностей – пожалуйста. А кто боится, пусть сидит дома. Если здоровье слабое, если боишься работы, не доверяешь своей половине, то лучше не пытаться.
Про себя скажу, что так и буду продолжать здесь работать, пока здоровье есть, потому что на нашу местную зарплату идти уже не хочется. К этой работе уже привык, и если дома месяца полтора, то уже звоню на работу и спрашиваю, когда вызовут.
Из наших шебалинцев я знаю только нескольких человек, которые давно и серьезно работают вахтой. Те, кто немного поработают, уезжают, или не понравилось, или с зарплатой обманули – таких я не считаю вахтовиками.
- Что на вахте самое трудное?
- Тоска по дому. Работа сама по себе, конечно, нелегкая, но, тем не менее, справляемся. Самое тяжелое – психологически это все выдержать. К концу вахты нервы на пределе, все надоедают друг другу.
- А если заболел, как быть?
- Каждый из дома везет необходимые медикаменты, обезболивающие препараты, от простуды и так далее. Но если что-то срочное, то заказываем администрации то, что нужно, они нам доставляют продукты и, при необходимости, медикаменты.
- Что бы Вы посоветовали людям, которые хотят попробовать вахтовый метод работы?
– Прежде всего, остерегаться сомнительных компаний, где обманывают по деньгам, их очень много. Компании должны быть официальные, о них есть хорошие отзывы. Собирать информацию, анализировать, думать, рассчитывать свои силы, а потом принимать решение.
- Спасибо, Валерий Александрович! Успешной работы и крепкого здоровья!
Работаю с комфортом
Еще одним онлайн-собеседником стал 30-летний Вадим Санашкин из Шебалино. Вадим закончил Горно-Алтайский государственный политехнический колледж по специальности техник (вычислительные машины, комплексы, системы и сети), с 2016 до 2018 года работал в Управлении образования Шебалинского района. Он рассказывает свою историю:
- Уволился в 2018 году и начал искать работу. Варианты были работать на Алтае, но зарплата меня не устраивала. Решил поменять жизнь. Мой друг рассказал об участке в Иркутской области – работал там сам, и порекомендовал мне.
В первый раз уехал в Иркутскую область, Бодайбинский район, на участок Угахан. Работал в должности дежурного оператора станции биологической очистки. Работа была не сложной, зарплата наравне с другими. Проработав почти два года, улетел в Якутию, но уволился через месяц, не понравилось. Сразу после увольнения устроился в АО «Полюс», это предприятие входит в топ-3 в России по добыче золота, но зарплата на этой же должности была ниже.
Сейчас тружусь в той же организации, куда уехал в первый раз – в Горно-Обогатительном комбинате «Ухаган». Тут освободилась вакансия: уволился начальник, и нужен был человек, который работал со станциями и умеет работать с коллективом и компьютером. Чем я занимаюсь здесь: в основном контролирую работников, как они работают на станциях. В случаях поломок отправляюсь со слесарями устранять проблемы и контролировать ремонтные работы.
Добираюсь на работу так: иногда летаю на самолете с Иркутска до Бодайбо, оттуда на машине на участок, который находится в 180 км от города. Иногда еду на поезде от Новосибирска до пгт. Таксимо Республики Бурятия, а оттуда на маршрутном такси до Бодайбо около 300 км.
Живем мы в комфортабельных общежитиях со всеми удобствами. Общежитие – это одноэтажное здание, но очень длинное и большое. Работники живут по 3-5 человек в комнате, подрядчики чуть похуже, но у них свои дома-вагоны, они не живут с нами в общежитии. Я, как руководитель подразделения, живу в общежитии вместе с инженерно техническими работниками, здесь все начальство - от инженеров, мастеров до директора участка.
В штате у меня шесть человек, и только с одним из них работали до этого вместе. Мы были на одной станции и меняли друг друга в дневную-ночную смену. Теперь пять женщин и один парень. Они приехали сюда из Удмуртии, Читы, Красноярска, Уфы, Иркутска. Их мужья, мамы и братья работают здесь и сами они устроились.
Зарплата? Конечно, всегда хочется зарплату, как у генерального директора или как у начальника фабрики! Но и своя вполне устраивает, тем более с этого года повышение заработной платы было у работников почти на 10000 рублей, а у инженерно-технических работников чуть больше. К счастью, ни разу не обманывали и платят вовремя, плюс отпускные хорошие и 13-я зарплата очень большая. Большая часть работников только её и ждут в конце года. Всегда приятно под Новый год получить больше сотни тысяч.
Особенность нашего участка - это высокогорье, и у некоторых возникают проблемы с давлением. Таких, к сожалению, отправляют на другие участки, где не так высоко. Поэтому здоровье нужно хорошее. Если не человек не будет допущен к работе, то и зарплату никто платить не будет.
Люди работают здесь по два месяца и отдыхают месяц или три, а потом полтора месяца отдыхают, это зависит от должности. Здесь немало семей, им выделено отдельное общежитие для проживания. Так как я пока не семейный и детей у меня нет, мне проще: зарплата хорошая, условия хорошие и быстрый интернет, - что еще нужно молодому человеку?
Буду продолжать работать, пока не надоест. Возвращаться домой и работать желания пока просто нет, - зарплата дома не та, которую я хочу, к тому же уже привык к этому быту. С зарплатой проблем пока не было: в крупных организациях нет проблем в части оплаты труда. Работаю постоянно, но вахтовым методом, три месяца работы и полтора месяца отдыхаю. Я рад, что оказался здесь, и на такой должности. Ведь начинал я обычным оператором, а сейчас уже руководитель подразделения.
За все время работы в этой организации, встретил только одного земляка с Улагана, он работал на фабрике с золотом, куда у меня нет доступа. Он мне рассказывал о своей работе. Там очень строгие правила. На фабрике очень много камер и постоянные досмотры, а при выезде из участка тоже досматривают. С алкоголем очень строго, каждый работник перед выходом на смену обязан пройти алкотест и измерить давление. Если аппарат покажет алкоголь, то будет проходить служебная проверка, и если окажется, что действительно пил, то увольняют. Каждому хочется отметить Новый год или день рождения, но оно не стоит этого. Ведь увольняют по статье, и потом сложно устроится в нормальную организацию. Досматривают только тех, кто работает внутри фабрики, и кто работает с золотом…
Удачная вакансия
Вахтовики – это не только мужчины, но и женщины. Как складывается жизнь и работа женщины-вахтовика, рассказала наша собеседница Ирина из Шебалино. Ей 34 года. Раньше женщина работала поваром в тундре, но денег не хватало. Случайно узнала, что в Онгудае есть организация, занимающаяся поиском работы на Севере по профессии.
«Когда работала поваром – трудилась без выходных. Было трудно: не хватало продуктов, одежды, воды. Но в это время она нашла много друзей из разных регионов страны: из Омска, Челябинска, Оренбурга. Закончив объект, разъехались по домам. Эта вахта запомнилась на всю жизнь», - вспоминает наша землячка.
«Узнав про вакансию в Газпроме, подала заявку, сразу приняли на работу кассиром. Работа длится три месяца, а потом три месяца - отдых. Работаем в тундре, на Бованенковском месторождении. Оно расположено на полуострове Ямал, в 40 км от побережья Карского моря. Каждую вахту с Надыма улетаем так: три часа на вертолёте, потом полтора часа на машине.
Рабочий график такой: с 6 утра до 9 вечера, без выходных. Питание и проживание бесплатно, дорогу нам тоже оплачивают. Работают разные люди: буряты, башкиры, киргизы, украинцы, русские и я одна – алтайка. Работаем и живем дружно, помогаем друг другу. Зарплата устраивает, задержек никогда не бывает. Каждую вахту платят премию. Здесь работает много семейных пар, им предоставляют отдельное жилье. Мы обеспечиваем питание работников: кормим добытчиков газа. Есть здесь повара, пекари, мясники, кулинары, продавцы, медработники, охранники. Наш город - Надым, город вахтовиков и газовиков.
Конечно, в каждой вахте есть свои плюсы и минусы – кому как. Меня все устраивает. В тундре нет леса, поэтому ощущается нехватка кислорода. Если есть сердечно-сосудистые заболевания, сюда лучше не ездить..
Домой я приезжаю два раза в год, дома просто отдых, огород, покос. Дочка остается в Шебалино с мамой, но каждые каникулы прилетает к нам на Север. Муж всегда рядом со мной, работает грузчиком, планирует отучиться на повара.
Когда первый раз уезжала на заработки, было очень страшно. Куда еду, зачем, как жить буду? Многих знакомых с Шебалино звала, но у кого-то дети, больные родители, кто-то просто побоялся ехать. В Газпром устроиться было очень сложно, нужны свои связи. Я просто удивляюсь, как мне повезло.
Совсем скоро наши вахтовики отпразднуют свой праздник. Все они – люди разных профессий. Их объединяет одно: смелость (не каждый решится на кардинальные перемены в работе и в образе жизни), большое желание работать и зарабатывать деньги, хорошее здоровье. Мы поздравляем наших земляков и желаем им добиваться успехов и решить все проблемы, которые подвигли их отправиться в чужие края. С днем вахтовика!