Горы, сочная зелень и чистейшие вода и воздух. Все это отличные условия для мараловодства. В урочище Агайра в Шебалинском районе уже больше 30-ти лет семья Егузековых разводит маралов. Их ферма – одна из лидеров этой отрасли в республике. У мараловодов с началом лета начинается срезка пантов, рогов алтайского оленя. Это очень трудоемкий, сложный и ответственный процесс. Срезанные панты проходят несколько этапов прежде чем стать тем продуктом, который очень полезен и востребован в нетрадиционной медицине.
Из истории
Сейчас мараловодство – это одна из визитных карточек Республики Алтай. «Изобретателями» мараловодства считаются алтайские староверы. История этой отрасли хозяйства началась в 1830 годах в Уймонской долине. В это время появился запрос на экспорт пантов (неокостеневших рогов марала) в Китай, где они использовались в традиционной медицине.
Анатолий Николаевич Егузеков – глава хозяйства – говорит: здоровье марала на его языке. Все зависит от питания и содержания животного. Несмотря на свой возраст, работает не покладая рук. Родился Анатолий Николаевич в 1954 году в селе Агайра Шебалинского района. Отучился в Горно-Алтайске на зоотехника. Затем отслужил в армии, вернулся в родные края и устроился работать в Актельскую ферму Чергинского мараловодческого хозяйства. В 1976 году работал секретарем комсомола местного совхоза, затем стал мараловодом Актельской фермы. В 1981 году его назначили управляющим Актельской фермы АЭХ СО РАН. В 1991 году организовал КФХ и стал главой. За годы труда в сфере мараловодства и за высокие показатели семья Егузековых многократно награждалась различными грамотами и благодарственными письмами. Всю свою жизнь Анатолий Николаевич занимался животноводством, сейчас свой опыт и знания передает своим сыновьям Игорю и Роману. В Шебалинском районе семья Егузековых занимается не только содержанием животных, но и племенным делом.
– Продуктивность у наших маралов хорошая, – рассказывает Анатолий Егузеков. – В среднем на одного рогача срезаем по 9,5 кг. Весна холодная, кормов достаточно, качество хорошее. Сами все заготавливаем. Все нормально. Срезка в этом году началась поздно, работа сейчас идет полным ходом. После срезки консервируем содержащуюся в рогах кровь, для чего рога на несколько минут помещают в кипящую воду. При этом кровь не сворачивается, но не вытекает, остается внутри рога. А вода, в которой обрабатывали панты, используется для пантовых ванн.
В хозяйстве Егузековы организовали пантовые ванны и принимают желающих оздоровиться.
– Специально для этих процедур обустроили площадку, – объясняет Роман Егузеков, – сделали уютные деревянные кабинки, поставили ванны. В отдельном помещении хранится сама жидкость от варки пантов. По трубам она поступает в кабинки. В раствор добавляем кипяченную воду. Температура – 42 градуса. Поры у человека быстрее открываются и пользы больше.
Именно этот чудодейственный отвар полезен для здоровья. Пантовые ванны привлекают сотни людей со всей страны.
Лечебный эффект подтверждают все, кто прошел процедуры. Здесь с удовольствием купаются и взрослые и дети.
– Изначально охотники ездили в тайгу, – продолжает Р. Егузеков, – при добыче туши марала сразу срезали панты, пока свежие. В каждом зимнике стояли чаны, большие бочки, где выдержали эти панты, мылись эти раствором. Начали замечать, что после таких процедур не болели всю зиму. Так и начало передаваться в народ.
А еще здесь гостей угощают ароматным чаем из алтайских трав и волшебным напитком - пантогематогеном, изготовленным по уникальной рецептуре из крови марала.
Мараловодство – дело не легкое, но Егузековы умело ведут хозяйство, пользуются большим уважением за отличные результаты в агроотрасли региона. Гости и жители республики, также полюбили эти места и приезжают сюда снова и снова за тысячи километров, ведь здоровье – главная ценность, которую дарит золотой марал.
Марина Кулеева