Вторник, 16.10.2018

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Категории каталога
Малый бизнес [138]
За культуру наших сел [107]
Духовная миссия [84]
Здоровье [126]
Права человека [111]
Образование [111]
Из редакционной почты [572]
Наши интервью [141]
Спорт [88]
Объявления [548]
Консультации специалиста [455]
Сельское хозяйство [64]
Анонс [29]
Анонсы предстоящих событий
Хроника событий [540]
Дайджесты событий
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 254
Главная » Статьи » Консультации специалиста

На заметку родителям ПИФАГОРОВЫ ШТАНЫ НЕ ДЛЯ КАЖДОГО РАВНЫ?
Все это так не потому, что я такой умный.
Это все из-за того, что я долго не сдаюсь при решении задачи.
Альберт Эйнштейн
Первое сентября — начало нового учебного года для всех российских школьников, студентов, учителей и преподавателей. Впереди новые открытия, новые знакомства, оценки и домашние задания, новая ступень развития, и каждый школьник или студент наверняка поставил себе какие-то цели и задачи, которых непременно нужно достичь.
Одной из таких целей, наверное, стоит считать улучшение математической подготовки. Почему? Да потому, что большинство современных вузов предъявляют повышенные требования к уровню владения школьной математикой. Потому что мы, преподаватели высшей школы, вынуждены на каждом (без преувеличения!) занятии повторять элементарные школьные понятия и факты, теряя драгоценное время, так необходимое для успешного овладения университетской программой. Потому что России нужны люди, обладающие могучим интеллектом, способные двигать науку и технику вперед, а не лентяи (злостные прогульщики занятий), геймеры (активные игроки в компьютерные игры) и юзеры (пользователи компьютера), тусующиеся в социальных сетях, а потом сдающие ЕГЭ по математике на двадцать-тридцать баллов.
Вы посмотрите статистику — 31% выпускников школ Республики Алтай и 10% одиннадцатиклассников Алтайского края в 2015 году не смогли преодолеть минимальный порог положительной отметки за профильный экзамен (хотя, баллы ЕГЭ не могут выступать полноценным средством оценки знаний, но это отдельная тема)! Это что?! Налицо факт: с математикой у наших детей проблемы. В последние годы школьная математическая подготовка первокурсников «неравномерна», их знания фрагментарны, а базовые навыки нестабильны. Стабильно и целостно, де-факто, лишь желание купить айфон последней модели да пойти в ночной клуб потанцевать, и «расслабиться», как сейчас модно говорить.
Считаю, что исправить ситуацию возможно. Надо лишь объединить усилия учителей, учащихся и их родителей. Учить сейчас учителей тому, как нужно преподавать математику и как нельзя, я не буду: для того есть институты повышения квалификации работников образования, стажировки, конференции, методические объединения, круглые (и не совсем) столы и т.д. Главная цель этой статьи — рассказать учащимся и их родителям о том, как развить у себя математические способности и как помочь своим детям справиться с трудностями, возникающими при изучении математики, как школьной, так и высшей.
Среднестатистических учащихся назвать математически безграмотными нельзя. Но о математической грамотности нынешних школьников и студентов не может быть и речи. Многие из них попросту не готовы к восприятию новых знаний, не в состоянии понять материал и разобраться в сложных вопросах и задачах математики. Самый подходящий эпитет для таких учащихся — математически малограмотные. И в этом — серьезная проблема современности. Малограмотный человек зачастую самонадеян и уверен в своих действиях. Он не способен самостоятельно увидеть и исправить собственные ошибки, поэтому, взаимодействуя со сложными техническими системами и устройствами, такой человек становится потенциально опасным для общества.
Что же делать, и кто виноват? Винить мы никого не будем, уважаемые учащиеся, а также их родители. Не место, да и не время. А вот на первый вопрос ответ дадим исчерпывающий. Итак, во-первых, запомните: детей, неспособных к математике, нет. Этот тезис, высказанный когда-то экспертами ЮНЕСКО, лежит в основе успешной учебы. Что сейчас происходит в школе или семье, когда педагог или родитель видит неудачу ученика, а значит, и свою собственную тоже? Он объявляет его неспособным (часто говорят «гуманитарием», что весьма неоправданно) и идет по программе дальше. Так легче: повесили ярлык на человека и смирились. Отставить!
Надо бороться до победного, разобрать еще раз непонятную ученику тему, прочитать дополнительные книги, замучить вопросами учителя, посмотреть видеолекцию, обсудить с друзьями! Именно так добывается знание. Легких путей к успеху нет. И эта мысль не нова, однако.
Во-вторых, терпеливо и систематически учите своего ребенка умениям доказывать и грамотно говорить. Учтите, что в математике эти доказательства основаны на точно сформулированных принципах. Например, есть закон исключенного третьего: любое утверждение либо истинно, либо ложно, третьего не дано. Другие законы сформулированы в виде аксиом или в правилах вывода. Полученные из них теоремы и следствия становятся новыми законами и так далее. Очень важно привить своим детям способности к сотрудничеству, созиданию, сопереживанию и сорадованию. Я это называю принципом четырех «СО». Важно научить их формулировать и задавать вопросы по сути изучаемых явлений и проблем. Наконец, объясните, что нужно делать работу честно и вовремя. Последний принцип имеет отношение не только к математическим заданиям, однако замечу, что в математике этому научиться наиболее сложно и, наоборот, — научился школьник не откладывать работу на завтра и решил, тем самым проблему невыученных уроков, лишней головной боли и тому подобного. Сразу становится интересно учиться, увлекательно: решив одну задачу, браться за другую.
В-третьих, начиная со второго года жизни, учите ребенка наблюдать. Ребенок с раннего детства проявляет любознательность. Сначала он наблюдает за лицом матери, которая его кормит. Подрастая, он внимательно наблюдает за движениями, мимикой тех, кто его окружает, затем начинает сам подражать увиденному. Именно наблюдательность помогает ребенку развиваться в этом сложном мире, понимать людей и анализировать их поступки. Наблюдение способствует развитию внимания, усидчивости, любознательности, мышления, сенсорного восприятия и речи, у ребенка формируются нравственные качества.
Природа предоставляет широкий простор для наблюдений. Помогает обогащать знания ребенка о предметах и явлениях. Гуляя с ребенком в парке, в саду или просто по улице, можно предложить ему понаблюдать за небом, ветром, насекомыми и т. д. Организуя с ребенком наблюдения, вы поможете ему запомнить сезонность. Ведь зимой можно наблюдать за снегом, ветром, поведением птиц; весной — за распусканием листьев, прилетом птиц; летом — за насекомыми, цветами; а осенью – за изменением цвета листвы, листопадом. Наблюдая, у ребенка развивается речь, ведь он не может наблюдать молча. Поэтому, в любом возрасте учите ребенка рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Например: «С приходом осени листья начали желтеть, так как стало мало солнечных дней. Птицы улетают на юг, потому что с наступлением холодов насекомые спрячутся и птицам нечего будет есть».
В-четвертых — развивайте фантазию ребенка. Наблюдая за облаками, предложите ему игру «На что похоже». Придумайте сказку с «облачными» героями. Запишите ее, а вечером прочтите сказку бабушке, дедушке, папе. С ребенком можно наблюдать за одним объектом природы и длительное время. Это может быть, что угодно: и береза у вашего окна, и кошка, живущая в вашем доме, и цветок на подоконнике и многое другое. Для поддержания интереса ребенка, свои наблюдения вы можете зарисовать в альбом.
Наблюдайте за повадками животных и птиц. Повесьте за окном кормушку и наблюдайте за птицами, которые прилетят за лакомством. Чаще гуляйте с детьми в парке, в лесу. Именно природа дает живые и яркие впечатления о красоте цветов, их аромате, о пении птиц на разные голоса, о шорохе опавших листьев, о красоте осеннего леса, о причудливой форме облаков, о радуге, появляющейся после дождя. Наблюдая за природой, ребенок учится ее любить, ценить, понимать ее красоту. Такой ребенок уже не сломает ветку дерева, не разорит муравейник, не обидит кошку и собаку. Как можно больше общайтесь со своим ребенком, организовывайте совместные наблюдения, вызывая у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы.
Сообразно возрасту ученика, следует развивать математические способности в соответствии с его возможностями. Стремясь развить способности к математике, человек должен следовать нескольким правилам.
1. Регулярные тренировки мозга, решение задач и примеров в уме, выполнение расчетов без вычислительных устройств, решение нестандартных задач, построение логических цепочек помогают развить математические способности.
2. Активизировать интерес к математике поможет изучение новинок в сфере программирования, математики, биографий известных личностей.
3. Ищите занятия для досуга, которые помогут развивать логику, мышление, память. Кроссворды и числовые задачи, ребусы, настольные игры и многие другие занятия заставляют думать, производить вычисления в уме, запоминать цифры.
4. Избегайте чрезмерного контакта детей с компьютером! Компьютер не должен применяться в качестве средства извлечения информации; его предназначение в учебном процессе — помочь красиво и наглядно представить добытый в книгах материал!
5. Уделяйте больше времени прогулкам на свежем воздухе.
6. Ведите здоровый образ жизни: курение, алкоголизм и другие вредные привычки негативно влияют на работу головного мозга.
7. Соблюдение режима занятий и отдыха помогает находиться в тонусе, не уставать и делать успехи на пути изучения любых предметов, в том числе, точных наук.
При развитии математических способностей следует также уделить большое внимание процессу самостоятельного поиска решений и развитию памяти ученика. Репетитор — не панацея! Недопустимо обращаться к кому-либо за помощью, пока не будет прочитан учебник, пока не разобраны базовые задачи, не использованы все имеющиеся методические средства.
Возраст ребенка также играет немаловажную роль при выборе методик обучения. Если дети дошкольного возраста очень легко воспринимают все новое и учатся, то взрослый человек менее восприимчив к новому материалу, хуже запоминает. Методы дошкольного развития являются максимально эффективными; это не только запоминание чисел, но решение задач на логическое мышление, а также развитие мелкой моторики ребенка.
Стоит учитывать и тот факт, что развитие математических способностей также необходимо ребенку с выраженными гуманитарными талантами. Ведь современный человек должен быть всесторонне развит для адаптации к условиям жизни в мире инновационных технологий.
Дорогие родители и учащиеся, как школьники, так и студенты! Знайте, что в жизни без проблем не бывает, поэтому у каждого человека всегда есть проблемы; решив одну проблему, человек сталкивается с другой; уходя от одних проблем, он обязательно найдет новые проблемы. Очень многого можно добиться, если в своих действиях руководствоваться принципами: «Я должен», «Я могу». Человек предрекает себе успех, предпринимая действия с самоориентацией на достижение положительного результата. Дорога возникает под ногами идущего!
Успехов вам в достижении желанных целей!
Евгений КАЙГОРОДОВ, кандидат физико-математических наук, доцент,
заведующий лабораторией фундаментальной и прикладной математики
Горно-Алтайского государственного университета
Категория: Консультации специалиста | Добавил: Людмила (16.09.2015)
Просмотров: 368 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2018