Пятница, 23.06.2017

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Разделы новостей
Все новости
Духовная миссия
Если хочешь быть
Малый бизнес
Из редакционной почты
Официальная хроника
За культуру наших сел
Наши интервью
Права человека
Образование
Абитуриенту на заметку
Объявления
Здоровье
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 225
Главная » 2009 » Июль » 2 » Математическая подготовка современного школьника: состояние и перспективы
Математическая подготовка современного школьника: состояние и перспективы
13:15
Являясь с древних времен фундаментом естествознания и техники, математика в последнее время расширила сферы своей применимости. Поэтому математическое образование становится важнейшим средством повышения уровня подготовки специалистов не только естественнонаучных и технических, но и гуманитарных направлений. Математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Одним из условий, позволяющих внести существенные изменения в систему школьного математического образования, является внедрение широкой дифференциации обучения. Этому способствует появление профильных классов (технические, математические, гуманитарные и др.). Углубленное изучение математики в школе предусматривает, помимо получения учащимися расширенного объема знаний, формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, выработку ориентации на профессии, так или иначе связанные с математической наукой.
Но, к сожалению, с введением единого государственного экзамена, с внедрением зарубежных обучающих технологий, не прошедших апробацию в России, мы вынуждены наблюдать резкое снижение творческой активности учащихся на уроках математики, ослабление всякого интереса к предмету, отсутствие желания самостоятельно заниматься и вникать в тонкости школьного курса математики.
Изучение математики в средней школе (особенно, в старшем звене) сводится к решению задач экзаменационных тестов, разбору типовых примеров, что препятствует усвоению ключевых математических понятий, пониманию логической структуры излагаемого в школьных учебниках материала, развитию умений грамотно доказывать теоремы, правильно работать над закреплением их смысла. В глазах учащихся математика предстает как огромный набор определений, правил, теорем и теоретических фактов, которые в лучшем случае заучены наизусть, а в худшем — пропущены из-за совершенного их непонимания. В итоге — выпускник средней школы имеет очень слабую математическую базу, он абсолютно не готов к ЕГЭ и вступительным испытаниям в вузы.
Положение осложняется еще и тем, что многим учащимся стал доступен Интернет как универсальный источник теоретических знаний. Заметьте, только знаний, а не умений и навыков, которые создают самые прочные представления об изучаемых объектах. Такие знания никогда не принесут плодов, ибо прикладное значение их очень и очень невелико. Очень часто от учащихся приходится слышать: «Зачем это держать в голове, если все всегда можно легко найти в Интернете?». Дети совершенно не умеют работать с литературой, искать нужные книги по каталогам; они давно привыкли, что всю необходимую информацию для реферата или сообщения найдет компьютер. Но компьютер, как правило, находит много лишних сведений, совершенно не касающихся тематики вводимого запроса. Эти сведения могут быть самого разного содержания — от рекламы модных колготок до порнографии. И что мы видим? Человек попросту забывает, зачем он сел за компьютер. Ни про какую математику он не помнит, а увлечен «детальным изучением» того, что ему предлагает электронный дьявол.
Злоупотребление материалами распространенных образовательных сайтов, часто перенасыщенных никчемной информацией, перегрузка теоретическими знаниями и безжалостными «натаскиваниями» — чреваты серьезными последствиями. Кроме отсутствия надежного и уверенного понимания многих школьных дисциплин, могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем, в частности, необратимые изменения в центральной нервной системе, сбои в работе жизненно важных органов и т.д. Поэтому, уважаемые родители, обратите самое пристальное внимание на досуг Вашего чада! Максимально ограничьте время его пребывания у компьютера, телевизора и, особенно, сотового телефона, которые отнимают у него драгоценное время и, самое главное, здоровье. С раннего детства, начиная с четвертого года жизни, приучайте его к самостоятельной деятельности. Пусть книга станет его лучшим другом. Постарайтесь приложить все усилия к тому, чтобы процесс обучения в детском саду, в начальной и средней школе был интересным. Только тогда Ваши дети обретут правильное и полноценное знание.
Возвращаясь к нашей основной теме, хотелось бы напомнить, что развитие начальных математических представлений у детей начинается еще в дошкольном возрасте. Уже в детском садике ребята знакомятся с такими базовыми математическими объектами, как множество и величина, правда, пока на интуитивном уровне. В начальной, а затем и в средней школе математический кругозор расширяется, учащиеся овладевают основами элементарной математики. Предполагается, что выпускник средней школы, имеющий отличную отметку по математике, может решить любую прикладную задачу, возникшую в быту или на производстве. Но таких «продвинутых» отличников сейчас увидишь крайне редко. Почему? Потому что обучение математике в школе ориентировано не на развитие умений проводить практические расчеты, решать нестандартные задачи, делать логически правильные умозаключения, а на отработку быстроты и автоматизма при решении тестов ЕГЭ, которые противоестественны, антиэстетичны и, простите, никому не нужны.
Выход из сложившегося положения есть. Это внедрение передовых инновационных технологий развивающего обучения на всех ступенях образования. Таковыми, например, являются педагогические системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова и МПИ (МАТЕМАТИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ИНТЕЛЛЕКТ), применимые в начальной и средней школе соответственно. Относительно детских садов тоже разработана подобная методика; таким образом, для всего образовательного комплекса детский сад — начальная школа — средняя школа — вуз существует единая система обучения, основанная на применении нетрадиционных методических приемов.
В основе системы МПИ лежит самостоятельная работа школьника с особым учебником математики. В учебнике каждая тема представлена в виде проблемы, с которой сталкиваются вымышленные герои Муми-дома. Учащимся предлагается помочь героям ответить на главные вопросы, подводящие к текущей теме, а затем сделать собственное открытие, осмысление которого и раскрывает изучаемую тему. Учитель играет здесь второстепенную роль, он только направляет на верный ответ и разъясняет ключевые моменты проблемы.
Таким образом, занимаясь по системе МПИ, учащиеся добывают знания сами, без чьей-либо помощи; зачастую уроки носят исследовательский характер. А как известно, знания, умения и навыки, полученные самостоятельно, ложатся в голову полностью усвоенными и навсегда.
Системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова и МПИ под руководством кандидата педагогических наук, доцента Пуркиной В. Ф. внедрены во многие детские сады и школы г. Горно-Алтайска. Выпускники таких школ имеют повышенную математическую подготовку, что позволяет им успешно сдать ЕГЭ и поступить на математические факультеты ведущих российских вузов.
По-иному складывается обстановка в сельских школах. Здесь не всегда получается опробовать и внедрить инновационные педагогические технологии. Но это совсем не лишает сельских школьников возможности достаточно хорошо понимать математику. Для этого необходимо пробуждать и поддерживать в ребенке интерес и стремление к изучению нового, ранее неизвестного, умение правильно работать с любым учебником, — нужно научить ребенка интенсивному и эффективному самообразованию. Результат не заставит себя долго ждать!
Обращаюсь теперь к вам, будущие выпускники и обучающиеся старших классов. Если вы готовите себя к поступлению в вуз, если вам уже сейчас небезразлично ваше будущее, примите к сведению следующее:
отдавайте предпочтение размышлению и рассуждению перед механическим «самонатаскиванием» и заучиванием наизусть;
предпочитайте опытное исследование факта его теоретическому объяснению;
избегайте неподготовленных переходов к изучению новых тем при наличии пробелов в ранее изученных;
не допускайте формализации рассуждений, отдавайте предпочтение существу, точности и результативности.
Следование этим замечаниям поможет вам успешно преодолеть значительные трудности, связанные с постижением глубин математического моря, выдержать экзамены, поступить в желаемый вуз и, самое ценное, достичь высокого уровня математической культуры.
Тяжело мириться с тем, что наше образование изо всех сил стремятся приблизить к западному образцу, разрушая и уничтожая все лучшие принципы, заложенные в советскую эпоху. Работая в диких рыночных условиях, школа перестает готовить тех, кто способен двигать общество к прогрессу, кто способен творить, созидать и конструировать. Если мы с вами сложим руки и будем наблюдать за происходящей картиной, картиной постепенного угасания российского образования, если мы не осознаем в полной мере того, что исправлять ситуацию надо немедля и, прежде всего, начиная с себя, наше лучшее в мире образование … угаснет совсем и навсегда.
Евгений Кайгородов, старший лаборант кафедры алгебры, геометрии и МПМ ГАГУ
Категория: Образование | Просмотров: 1471 | Добавил: Людмила | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2017
Рейтинг алтайских сайтов
карта сайта