Пятница, 24.11.2017

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Разделы новостей
Все новости
Духовная миссия
Если хочешь быть
Малый бизнес
Из редакционной почты
Официальная хроника
За культуру наших сел
Наши интервью
Права человека
Образование
Абитуриенту на заметку
Объявления
Здоровье
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 236
Главная » 2009 » Июнь » 25 » У Бога все живы
У Бога все живы
15:03
Мыюта – одно из самых старейших сел не только Шебалинского района, но и Республики Алтай. Она была освоена в 1826 году. А в 1945 году здесь основали Мыютинский стан Алтайской Духовной Миссии. Здесь жили крещенные и некрещеные телеуты, а также русские крестьяне. Сначала Богослужения проходили в походной церкви, священники-миссионеры приезжали из Улалы. Первым священником Мыютинского стана был игумен Акакий, с 1854 года – священник Арсений Ивановский, с 1867 – протоиерей о. Василий Постников, а с 1894 года сын его, священник Владимир Постников. Кроме того в Мыюте служили священники: Тимофей Петров, Иннокентий Чевалков.
В 1873 году в Мыюте была построена церковь имени Архангела Михаила на средства Православного Миссионерского Общества. А в 1903-1904 годах храм был реконструирован и значительно расширен. Принадлежал он Мыютинскому отделению Алтайской Духовной Миссии, в которую входили деревни: Шебалино, Топучая, Малая-Черга, Актел, Черга, Камлак и другие.. на большие церковные праздники в церковь приходили и приезжали жители, чтобы помолиться и услышать Слово Божие.
По христианскому обычаю священников и их близких родственников хоронили возле алтаря церкви. Рядом с алтарем Мыютинской Михаило-Архангельской церкви имеются захоронения священников и их родственников. О том, кто погребен на этом месте и пойдет речь в нашей работе, в которой мы основывались на документы Государственного архива Томской области, материалы священника Георгия Крейдуна, воспоминания Н. Л. Родионовой-Кумандиной, В. Ф. Тозыяковой и старожилов села: А. А. Иркитовой, А. Л. Исаковой, Ю. В. Фролова, Н. Е. Белошист, а также на результаты экспедиции, организованной миссионерским отделом Барнаульской Епархии в июле 2006 года. На данный момент установлено, что на территории Мыютинского храма находится шесть могил: протоиерея Василия Постникова с матушкой Стефанидой, их дочери Ольги с младенцем, священника Владимира Постника, священника Иннокентия Чевалкова, и купеческой дочери – девицы Варвары.
Миссионер протоиерей Василий Моисиевич Постников (1835-1905гг.) был сыном священника из Тульской губернии. Обучался в Тульской Духовной семинарии, по окончании которой в 1857 году поступил в числе послушников Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря под Москвой. В 1859 году он принят в Томскую епархию на должность дономоря Градо-Мариинского Николаевского собора города Томска. В эти годы Василий Постников жениться на Стефаниде Ивановне Космоденьянской. 13 марта 1860 года резолюцией Преосвященного Парфения он определен церковнослужителем Алтайской духовной миссии. В этом же году молодой миссионер стал обучать грамоте инородческих детей в Чемальском стане Миссии.
В 1961 году рукоположен во диакона. Кроме того, он исполнял должность письмоводителя Миссии, продолжая служить в Чемале. Затем, в 1867 году диакон Василий Постников рукоположен в сан священника и переведен в Мыютинскую Сдигитриевскую церковь. В Мыюте он прожил 38 лет до конца своей жизни.
Неустанно ездил отец Василий по станам, проповедуя Слово Божие, учил коренных жителей основам христианской веры, оказывал медицинскую помощь, строил церкви. «Он был полностью отдан работе» - пишет о нем в своих воспоминаниях вера Федоровна Тозыякова, представитель династии Кумандиных-Тозыяковых. За усердную миссионерскую службу и заботливость о духовной пользе прихожан отец Василий имел неоднократные награды от Священного Синода. В том числе дважды представлен был к ордену Святой Анны после жизни, полной миссионерских трудов и благодеяний, он почил в Боге 1905 году в возрасте семидесяти лет.
Супруга о. Василия матушка Стефанида Ивановна почила в конце 19 века и также погребена в ограде храма. Их внучка Н. Л. Родтонова-Кумандина вспоминает: «С южной стороны алтарного помещения были похоронены мои бабушка и дедушка Постниковы (…) Подолгу рассматривала я венки из могилы деда и бабы. У дедушки был венок из белых фарфоровых роз. Розы были как живые, наверное, он был дорогой. У бабушки венок был из незабудок, но был из жести, выкрашенный какой-то стойкой краской. На всех могилах лежали плиты с соответствующими надписями».
Дети отца Василия и матушки Стефаниды стали миссионерами. Сергей стал священником в Макарьевском отделении Алтайской миссии. Владимир служил с отцом в Мыюте, а дочери: Елена, Екатерина и Нина вышли замуж за миссионеров. За купца вышла лишь дочь Ольга. Ольга Васильевна была вторым ребенком в семье. Вспоминает В. Ф. Тозыякова: «Ольга была высокой, красивой, с длинными волосами, похожая на мать. Замуж ее выдали за улалинского купца Николая Щетинина. Брак оказался неудачным. Муж часто пил, издевался над ней. У них родилась дочь Липа. Во время второй беременности муж выгнал босую Ольгу на мороз. Отец Василий, узнав об этом, приехал из Мыюты и забрал ее вместе с дочерью к себе. Больная простуженная Ольга умерла при родах и была похоронена с младенцем в ограде Мыютинской церкви».
О четвертой могиле, где покоится 17-летняя девица Варвара, дочь местного купца, существует воспоминание Н. Л. Родионовой-Кумандиной: «Могила эта запомнилась потому, что каждое лето на ней росли невиданные цветы. Очень хотелось их сорвать, но уже с раннего детства нам было внушено – могилы неприкосновенны, святотатного покарает Бог».
Священник Георгий Крейдун в своей работе «Храм и акрополь Мыютинского миссионерского стана» рассказывает: «В Мыюте длительное время служил диакон Иннокентий Чевалков. Был он и учителем и псаломщиком. А незадолго до революции стал священником Мыютинского стана. Чаще всего он служил в Шебалино, однако жил по-прежнему в Мыюте. По рассказам его племянницы известно, в 1918 году о. Иннокентий не хотел поддерживать местных националистов - каракорумцев . от расправы ему пришлось скрываться в лесу. Из-за этого он заболел, простудился и вскоре умер. Он также похоронен в ограде Мыютинского храма, вероятнее всего за алтарем».
Здесь же покоится прах миссионера священника Владимира Васильевича Постникова (1868-1910гг.) – сына о. Василия. Будущий священник Володя Постников родился Мыюте. После обучения в Кузнецком уездном училище, в 1885 году начальником Миссии семнадцатилетний Владимир определен на должность учителя Мыютинской школы, а Свидетельство на звание учителя он получил в 1889 году по окончанию Бийского педагогического двухклассного Городского Училища.
В 1890 году его призвали к исполнению воинской повинности, но так как Владимир Васильевич состоял учителем при Мыютинской школе Алтайской Миссии, он был зачислен в запас армии. Резолюцией преосвященного Макария, Епископа Бийского 17 января 1891 года Владимир определен псаломщиком Мыютинской Михайлово-Архангельской церкви, в 1892 году – рукоположен в диаконы, а в 1894 как и отец, стал священником Мыютинской церкви. Отец и сын стали служить вместе, неустанно объезжая деревни, улусы, села.
Супругой о. Владимира была матушка Анфиса Андреевна, в девичестве Бельская. По воспоминаниям В. Ф. Тозыяковой, матушка Анфиса «относилась ко всем с большой любовью и нежностью, умела принять и угостить людей». Вера Федоровна вспоминает также, что о. Василий и матушка Анфиса взяли на воспитание Алешу Сабашкина, который остался без матери. Позднее у них воспитывалась Нина – дочь Луки Яковлевича и Нины Васильевны Кумандиных. Нина Лукьяновна со временем напишет подробное воспоминание о Мыютинской церкви и своих близких родственниках.
За усердную службу о. Владимир награжден многочисленными грамотами. Напряженная служба, поездки, потеря близких людей (родителей и сестры) со временем сильно отразились на его здоровье. По некоторым данным в последние годы перед смертью о. Владимир болел водянкой. В 1910 году его не стало. Вот как рассказывает об этом отчет Алтайской Духовной Миссии за 1910 год:
«В отчетном году Мыютинское отделение осиротело, лишившись своего доброго пастыря, своими нравственными качествами – обходительностью со всеми, незлобием и нестяжательностию заслужившего искреннюю любовь и уважение не только со стороны своих прихожан, но и окружных язычников, с которыми часто он беседовал на их родном языке, владея им вполне. 25 марта в праздник Благовещения покойный в последний раз служил Литургию. После Литургии еле живой под руки был приведен в свой дом, где слегши в пастель больше уже не вставал. Приглашенный его домашними для напутствия соседний миссионер Чергинский в живых его не застал. Но приезд его не был лишним: он отер тело покойного елеем, облачил в священнические ризы, словом – подготовил к потреблению, которое 3 апреля и совершено было тремя иереями при диаконе с местным хором певчих. При этом плач и надгробное рыдание прихожан по временам заглушали церковное пение.
Оставшейся без всяких средств к жизни, вдове покойного из скудной кассы миссии выдается ежемесячное, в 15 рублей, пособие».
Племянница о. Владимира Н. Л. Родионова-Кумандина вспоминает: «Схоронили дядю Володю в церковной ограде перед алтарем, то есть с восточной стороны церкви, как полагалось хоронить священников. Поминальный обед продолжался до вечера, так много было народу. И вот настали печальные дни. Через неделю наступила пасха, но это был самый грустный праздник в жизни. Я то маленькая была и как-то все прошло стороной. Тетя же Фаина рассказывала мне уже взрослой, что в то время она с горя была как безумная. Ничего не могла делать, ни о чем думать и только бессмысленно рвала тряпки на половики. 30 марта умер мой дорогой крестный отец дядя Володя. Умер самый добрый и самый любимый человек в нашей родне. Было ему всего 42 года».
С приходом Советской власти здание церкви передали Шебалинскому отделу культуры и Мыютинскому сельскому Совету. Вскоре его переоборудовали в народный дом – клуб. В конце 60-х годов ХХ века старое здание разобрали.
Сегодня на месте могил о. Василия, о. Владимира, о. Иннокентия, матушки Стефаниды, Ольги со чадом, девицы Варвары установлен памятный крест. В городе Новосибирске проживает родственница Постниковых – Татьяна Михайловна Ахтулова, в девичестве Постникова, которая посодействовала ограждению погоста. Татьяна Михайловна говорит, что хотела бы помочь мыютинцам установить на месте разрушенного храма памятный знак или часовню.
М. Курносова
Категория: Духовная миссия | Просмотров: 2024 | Добавил: Людмила | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2
2  
с удовольствием прочитал Вашу статью! Тем более, что пишете Вы о близких мне людях- Василий Моисеевич Постников приходится мне прапрадедушкой.У Нины Лукьяновны мы с мамой не один раз гостили в 60-70 годы. Прошу Вас ппомочь мне связаться с Татьяной Михайловной Ахтуловой ., ведь мы с ней родственники. Спасибо.
С уважением, Африкантов

1  
Спасибо, что изучаете историю нашей Родины.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2017
Рейтинг алтайских сайтов
карта сайта